История появления картины «Приезд Кирова в Хибины» в коллекции музея известна благодаря сохранившимся архивным документам, в частности, уже упоминавшемуся письму директора музея Б. Линденера Селицкому, директору объединения Ленизо, от 23.10.1950. Из письма следует, что Линденер намерен заказать для музея произведение, которое могло бы быть парным к уже имеющемуся в коллекции — «Совет под председательством Кирова».
О том, что Линденер мыслит обе картины частями единого целого, кроме тематики, объединенной главным героем и событием, свидетельствует его просьба к исполнителю. В частности, в ней говорится:
«Поскольку имеется лишь один вариант картины художника Фёдорова „Приезд С. М. Кирова в Хибины в 1929 году“ без портретного сходства с академиком Ферсманом, просим написать копию этой картины тоже без портретного сходства, но с небольшим изменением размера. У нас имеется картина художника Решетникова (подлинник) „Совещание, проведенное С. М. Кировым в Хибинах 31 декабря 1929 года“. Размер ее — 160 на 135 см. Хотелось бы и копию картины Фёдорова иметь такого же примерно размера. Поэтому просим, сохранив в отношении фигуры С. М. Кирова, его спутников, саней и пр., те же самые размеры, что и на оригинале, увеличить общий размер полотна за счет расширения фона до 160×135 см».
Заказ был выполнен, и в 1951 году коллекция музея пополнилась еще одним живописным произведением исторического жанра.
Из письма директора Дома техники понятно, что заказанная им картина не оригинал, а копия, выполненная ленинградским художником И. Урюпиным.
Что касается оригинала картины, его автором был живописец Василий Фёдорович Фёдоров (1894-1942).
Картина «Приезд С. М. Кирова в Хибины» была написана художником в 1937 году, когда он находился в расцвете творческих сил. Работа была высоко оценена властью, критиками и зрителями. Это художественное произведение было хорошо известно и современникам автора, и художникам послевоенного поколения.
В настоящий момент существует 2 предположения по поводу местонахождения первоначального варианта картины, где в центре изображен А.Е. Ферсман:
— в экспозиции Музея-квартиры им. С. М. Кирова на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге, которая была открыта для посетителей 6 ноября 1938 года и где, вероятно, мог работать Урюпин, создавая копию;
— коллеги из ГРМ также предположили, что первоначальный вариант картины после выставки «Индустрия социализма» мог остаться в фондах РОСИЗО, как и многие другие экспонаты данной выставки.
В эти учреждения Музейно-выставочным центром «Апатит» были направлены запросы.
Если возвращаться к копии Урюпина, то он выполняет её достаточно подробно и точно. Но копирует он уже не первоначальный вариант, а более поздний — где в центре жестикулирует неизвестный персонаж с бородой. Помним, что в первом варианте картины этот персонаж — академик А. Е. Ферсман.
Доподлинно известно не менее 5 авторских повторений картины с автографом В.Ф. Федорова, хранящихся в фондах различных государственных музеях страны. И на всех повторениях у центральной фигуры нет сходства с академиком Ферсманом и добавлена деталь в виде зелёного или синего шарфа.
В реальности Ферсман на исторической встрече не присутствовал, и в Хибинах в это время не был. В копии Урюпина человек рядом с Кировым (сам Киров на обеих работах изображен слева) тоже имеет совершенно другое лицо.
Возможно, таким образом исправлялась историческая неправда (присутствие Ферсмана), имеющая место на картине-оригинале. Имя третьего персонажа картины (справа) нам также доподлинно неизвестно. Возможно, это не конкретный персонаж, а некий собирательный образ спутника Кирова или же человека, встречающего его в Хибинах. И на той, и на другой картинах это фигура человека в очках. На историческом фото участников собрания под председательством Кирова ни одного человека в очках не присутствовало. Ориентируясь на портретное сходство с героями фото, не представляется возможным понять, кого вместо Ферсмана изображает В. Ф. Фёдоров и позже, в своей копии, Урюпин. Известно, что вместе с Кировым из Ленинграда прибыл председатель Ленсовета И. Ф. Кадацкий. Кроме того, это вполне мог бы быть Василий Кондриков, первый директор треста «Апатит», по рекомендации Кирова возглавивший апатитовое строительство. Однако на картине изображен человек с усами, а ни Кадацкий, ни Кондриков усов не носили, что также подтверждает упомянутая выше историческая фотография.
Таким образом, на первоначальной картине Фёдорова доподлинно изображены две исторические личности — Киров и Ферсман, на последующих авторских копиях — только Киров.
На сегодняшний день этот вопрос также требует дальнейшего изучения.
Как бы то ни было, с 1951 года в собрании Геологического музея при Доме техники находятся две работы, посвященные ключевому для Хибинского края моменту — приезду в Хибины С. М. Кирова и историческому совещанию, на котором был озвучен ряд принципиальных вопросов. Это — первые живописные произведения, относящиеся к историческому жанру как в собрании музея, так и в истории художественного освоения Хибин.
Таким образом, на первоначальной картине Фёдорова доподлинно изображены две исторические личности — Киров и Ферсман, на последующих авторских копиях — только Киров.
На сегодняшний день этот вопрос также требует дальнейшего изучения.
Как бы то ни было, с 1951 года в собрании Геологического музея при Доме техники находятся две работы, посвященные ключевому для Хибинского края моменту — приезду в Хибины С. М. Кирова и историческому совещанию, на котором был озвучен ряд принципиальных вопросов. Это — первые живописные произведения, относящиеся к историческому жанру как в собрании музея, так и в истории художественного освоения Хибин.