Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Хибины и Кольский полуостров в живописи»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Приезд Кирова в Хибины в 1930 г. (копия)

Время создания
1949
Размер
120x170 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#1

История появления картины «Приезд Кирова в Хибины» в коллекции музея известна благодаря сохранившимся архивным документам, в частности, уже упоминавшемуся письму директора музея Б. Линденера Селицкому, директору объединения Ленизо, от 23.10.1950. Из письма следует, что Линденер намерен заказать для музея произведение, которое могло бы быть парным к уже имеющемуся в коллекции — «Совет под председательством Кирова».
 
О том, что Линденер мыслит обе картины частями единого целого, кроме тематики, объединенной главным героем и событием, свидетельствует его просьба к исполнителю. В частности, в ней говорится:
 
«Поскольку имеется лишь один вариант картины художника Фёдорова „Приезд С. М. Кирова в Хибины в 1929 году“ без портретного сходства с академиком Ферсманом, просим написать копию этой картины тоже без портретного сходства, но с небольшим изменением размера. У нас имеется картина художника Решетникова (подлинник) „Совещание, проведенное С. М. Кировым в Хибинах 31 декабря 1929 года“. Размер ее — 160 на 135 см. Хотелось бы и копию картины Фёдорова иметь такого же примерно размера. Поэтому просим, сохранив в отношении фигуры С. М. Кирова, его спутников, саней и пр., те же самые размеры, что и на оригинале, увеличить общий размер полотна за счет расширения фона до 160×135 см».

Заказ был выполнен, и в 1951 году коллекция музея пополнилась еще одним живописным произведением исторического жанра.

Из письма директора Дома техники понятно, что заказанная им картина не оригинал, а копия, выполненная ленинградским художником И. Урюпиным. 

Что касается оригинала картины, его автором был живописец Василий Фёдорович Фёдоров (1894-1942).

Картина «Приезд С. М. Кирова в Хибины» была написана художником в 1937 году, когда он находился в расцвете творческих сил. Работа была высоко оценена властью, критиками и зрителями. Это художественное произведение было хорошо известно и современникам автора, и художникам послевоенного поколения.

В настоящий момент существует 2 предположения по поводу местонахождения первоначального варианта картины, где в центре изображен А.Е. Ферсман:
 
— в экспозиции Музея-квартиры им. С. М. Кирова на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге, которая была открыта для посетителей 6 ноября 1938 года и где, вероятно, мог работать Урюпин, создавая копию;
— коллеги из ГРМ также предположили, что первоначальный вариант картины после выставки «Индустрия социализма» мог остаться в фондах РОСИЗО, как и многие другие экспонаты данной выставки.

В эти учреждения Музейно-выставочным центром «Апатит» были направлены запросы.

Если возвращаться к копии Урюпина, то он выполняет её достаточно подробно и точно. Но копирует он уже не первоначальный вариант, а более поздний — где в центре жестикулирует неизвестный персонаж с бородой. Помним, что в первом варианте картины этот персонаж — академик А. Е. Ферсман. 

Доподлинно известно не менее 5 авторских повторений картины с автографом В.Ф. Федорова, хранящихся в фондах различных государственных музеях страны. И на всех повторениях у центральной фигуры нет сходства с академиком Ферсманом и добавлена деталь в виде зелёного или синего шарфа.

В реальности Ферсман на исторической встрече не присутствовал, и в Хибинах в это время не был. В копии Урюпина человек рядом с Кировым (сам Киров на обеих работах изображен слева) тоже имеет совершенно другое лицо. 
Возможно, таким образом исправлялась историческая неправда (присутствие Ферсмана), имеющая место на картине-оригинале. Имя третьего персонажа картины (справа) нам также доподлинно неизвестно. Возможно, это не конкретный персонаж, а некий собирательный образ спутника Кирова или же человека, встречающего его в Хибинах. И на той, и на другой картинах это фигура человека в очках. На историческом фото участников собрания под председательством Кирова ни одного человека в очках не присутствовало. Ориентируясь на портретное сходство с героями фото, не представляется возможным понять, кого вместо Ферсмана изображает В. Ф. Фёдоров и позже, в своей копии, Урюпин. Известно, что вместе с Кировым из Ленинграда прибыл председатель Ленсовета И. Ф. Кадацкий. Кроме того, это вполне мог бы быть Василий Кондриков, первый директор треста «Апатит», по рекомендации Кирова возглавивший апатитовое строительство. Однако на картине изображен человек с усами, а ни Кадацкий, ни Кондриков усов не носили, что также подтверждает упомянутая выше историческая фотография.

Таким образом, на первоначальной картине Фёдорова доподлинно изображены две исторические личности — Киров и Ферсман, на последующих авторских копиях — только Киров.

На сегодняшний день этот вопрос также требует дальнейшего изучения.

Как бы то ни было, с 1951 года в собрании Геологического музея при Доме техники находятся две работы, посвященные ключевому для Хибинского края моменту — приезду в Хибины С. М. Кирова и историческому совещанию, на котором был озвучен ряд принципиальных вопросов. Это — первые живописные произведения, относящиеся к историческому жанру как в собрании музея, так и в истории художественного освоения Хибин.
#2
Действительно ли Киров ехал до Хибин на санях? Да, это исторический факт. Железнодорожная ветка от разъезда Белый (ныне — ст. Апатиты) до Хибин будет построена только летом 1930 года, в 1929 году (времени первого визита Кирова в Хибины) существовала только гужевая дорога. Именно по ней Киров со спутниками добирался до барака геологов.

В 2013 году о картине «Приезд Кирова в Хибины» авторства В. Фёдорова была написана статья директора Геологического института КНЦ РАН Ю. Л. Войтеховского (альманах Тиетта, № 26, 2013 год, с. 87-90), где, в частности, автор задается вопросом о том, на что ориентировался художник, строя композицию картины. Был ли в Хибинах он сам (что маловероятно), писал ли произведение по своему представлению или же — опирался на какие-либо художественные образцы? В отношении произведения исторического жанра вопрос далеко не праздный. Восстанавливая в картине событие с участием важной исторической личности, художник должен был так или иначе серьёзно работать над сбором подготовительного материала.

Ю. Л. Войтеховский в качестве своего предположения приводит фото 1931 года, на котором изображен А. Е. Ферсман с неустановленной группой лиц, направляющийся к станции «Тиетта». «Обе ситуации», по мнению автора «столь схожи, что сама собой рождается гипотеза — не является ли фото прототипом картины?»

Пока этот вопрос остается открытым.

Автор: Ксения Колобова, искусствовед. 
читать дальшескрыть

Приезд Кирова в Хибины в 1930 г. (копия)

Время создания
1949
Размер
120x170 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%