Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Хибины и Кольский полуостров в живописи»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Лето в Хибинах

Время создания
1952
Размер
120x170 см
Техника
холст, масло
1
Открыть в приложении
#1
Об авторе — Леониде Сергеенко — известно много. В архивах музея сохранилось его личное дело и автобиография.

Леонид Андреевич Сергеенко родился в 1929 году на Украине в посёлке Свесса Сумской области Ямпольского района в семье рабочего. После окончания школы в 1946 году работал на Свесском насосном заводе в качестве ученика-чертежника, одновременно занимаясь в вечерней школе рабочей молодёжи. На обложке трудовой книжки Сергеенко, начатой 23 декабря 1946 года, в графе «профессия» значится: художник. В 1947 году, окончив 8 классов, он поступил в кировский горно-химический техникум, окончил его в 1951 году с отличием, получив специальность горного техника-электромеханика. Сразу после окончания техникума был назначен на работу в Дом техники комбината «Апатит» на должность научно-технического сотрудника. С 1952 по 1957 год Сергеенко учится в Заочном всесоюзном политехническом институте, который окончил по специальности «Электромеханика», получив специальность «инженер-конструктор». Дальнейшая карьера Сергеенко в 60-х годах была связана с трестом «Апатит», где он, в частности, работал заместителем начальника конструкторского отдела, а затем — начальником ПКО. Умер в 1967 году.
 
В описях работ музея при Доме техники от 1955 года упоминаются три работы Сергеенко: «Зимний пейзаж в Хибинах», «Зимний пейзаж в Хибинах» и «Весенний пейзаж в Хибинах». Кроме того, Сергеенко выполнил копию картины В. Фёдорова «Приезд С. М. Кирова в Хибины», датированную 1949 годом, и рассматриваемое нами живописное полотно «Лето в Хибинах» 1952 года. Борис Линденер, директор Дома техники, где с 1951 года работает Сергеенко, высоко отзывается о нем в первой же характеристике, отмечая, в числе прочего, аналитические способности молодого человека. Также Линденер говорит о художественной одаренности своего сотрудника: «Обладает большими способностями в области живописи, графики и скульптуры. Редкое сочетание знаний горного дела и художественных дарований делают его чрезвычайно ценным работником для наглядной агитации, исполнения экспонатов».

Говоря о пейзаже Сергеенко, мы сталкиваемся с проблемой некорректности анализа произведения непрофессионального художника с точки зрения профессионального искусства. Вместе с тем, именно с самодеятельным характером картины связан ряд особенностей, позволяющих говорить о ней как об одном из самых интересных примеров в истории хибинского искусства. Первое, что обращает на себя внимание при знакомстве с произведением, — его нетипичное для хибинского пейзажа тоново-колористическое решение, по-видимому, объясняемое, помимо непрофессионализма, южным темпераментом автора. Второе — особое внимание к деталям. Передний план картины изобилует очень подробным перечислением: вырванная с корнем сухая сосна рядом со стоящей, болотце с небесного цвета водой, множество различных растений (в том числе, и нетипичных для Хибин), травы, мхи, лишайники, цветы, тщательно выписанные камни, перемежающиеся карликовыми березами и хвойными деревьями. Это, своего рода, энциклопедия персонажей хибинской природы. Задний план — собственно, горы, чьи вершины скрыты облаками. В силу своей красочности и детальности первый план имеет декоративный характер, второй — более эпичный, спокойный. Таким образом, в рамках одного произведения происходит «разбалансировка» планов, что лишает картину цельности, необходимой любому состоявшемуся произведению искусства. Причину этого явления можно объяснить юным возрастом автора, отсутствием у него достаточного художественного опыта и образования, и, вместе с тем, — желанием сделать изображение как можно лучше, подробнее, красивее. В результате, именно эта техническая сложность в исполнении деталей мешает восприятию произведения в целом. Умение определить и выделить главное, не отвлекаясь на частное — примета состоявшегося мастера, каковым Сергеенко на момент создания им картины еще не являлся. Вместе с тем, творческий потенциал автора очевиден, и картина, безусловно, делает серьёзную заявку на его будущие успехи на художественном поприще.

Автор: Ксения Колобова, искусствовед.
читать дальшескрыть

Лето в Хибинах

Время создания
1952
Размер
120x170 см
Техника
холст, масло
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%