Об авторе — Леониде Сергеенко — известно много. В архивах музея сохранилось его личное дело и автобиография.
В описях работ музея при Доме техники от 1955 года упоминаются три работы Сергеенко: «Зимний пейзаж в Хибинах», «Зимний пейзаж в Хибинах» и «Весенний пейзаж в Хибинах». Кроме того, Сергеенко выполнил копию картины В. Фёдорова «Приезд С. М. Кирова в Хибины», датированную 1949 годом, и рассматриваемое нами живописное полотно «Лето в Хибинах» 1952 года. Борис Линденер, директор Дома техники, где с 1951 года работает Сергеенко, высоко отзывается о нем в первой же характеристике, отмечая, в числе прочего, аналитические способности молодого человека. Также Линденер говорит о художественной одаренности своего сотрудника: «Обладает большими способностями в области живописи, графики и скульптуры. Редкое сочетание знаний горного дела и художественных дарований делают его чрезвычайно ценным работником для наглядной агитации, исполнения экспонатов».
Леонид Андреевич Сергеенко родился в 1929 году на Украине в посёлке Свесса Сумской области Ямпольского района в семье рабочего. После окончания школы в 1946 году работал на Свесском насосном заводе в качестве ученика-чертежника, одновременно занимаясь в вечерней школе рабочей молодёжи. На обложке трудовой книжки Сергеенко, начатой 23 декабря 1946 года, в графе «профессия» значится: художник. В 1947 году, окончив 8 классов, он поступил в кировский горно-химический техникум, окончил его в 1951 году с отличием, получив специальность горного техника-электромеханика. Сразу после окончания техникума был назначен на работу в Дом техники комбината «Апатит» на должность научно-технического сотрудника. С 1952 по 1957 год Сергеенко учится в Заочном всесоюзном политехническом институте, который окончил по специальности «Электромеханика», получив специальность «инженер-конструктор». Дальнейшая карьера Сергеенко в 60-х годах была связана с трестом «Апатит», где он, в частности, работал заместителем начальника конструкторского отдела, а затем — начальником ПКО. Умер в 1967 году.
В описях работ музея при Доме техники от 1955 года упоминаются три работы Сергеенко: «Зимний пейзаж в Хибинах», «Зимний пейзаж в Хибинах» и «Весенний пейзаж в Хибинах». Кроме того, Сергеенко выполнил копию картины В. Фёдорова «Приезд С. М. Кирова в Хибины», датированную 1949 годом, и рассматриваемое нами живописное полотно «Лето в Хибинах» 1952 года. Борис Линденер, директор Дома техники, где с 1951 года работает Сергеенко, высоко отзывается о нем в первой же характеристике, отмечая, в числе прочего, аналитические способности молодого человека. Также Линденер говорит о художественной одаренности своего сотрудника: «Обладает большими способностями в области живописи, графики и скульптуры. Редкое сочетание знаний горного дела и художественных дарований делают его чрезвычайно ценным работником для наглядной агитации, исполнения экспонатов».
Говоря о пейзаже Сергеенко, мы сталкиваемся с проблемой некорректности анализа произведения непрофессионального художника с точки зрения профессионального искусства. Вместе с тем, именно с самодеятельным характером картины связан ряд особенностей, позволяющих говорить о ней как об одном из самых интересных примеров в истории хибинского искусства. Первое, что обращает на себя внимание при знакомстве с произведением, — его нетипичное для хибинского пейзажа тоново-колористическое решение, по-видимому, объясняемое, помимо непрофессионализма, южным темпераментом автора. Второе — особое внимание к деталям. Передний план картины изобилует очень подробным перечислением: вырванная с корнем сухая сосна рядом со стоящей, болотце с небесного цвета водой, множество различных растений (в том числе, и нетипичных для Хибин), травы, мхи, лишайники, цветы, тщательно выписанные камни, перемежающиеся карликовыми березами и хвойными деревьями. Это, своего рода, энциклопедия персонажей хибинской природы. Задний план — собственно, горы, чьи вершины скрыты облаками. В силу своей красочности и детальности первый план имеет декоративный характер, второй — более эпичный, спокойный. Таким образом, в рамках одного произведения происходит «разбалансировка» планов, что лишает картину цельности, необходимой любому состоявшемуся произведению искусства. Причину этого явления можно объяснить юным возрастом автора, отсутствием у него достаточного художественного опыта и образования, и, вместе с тем, — желанием сделать изображение как можно лучше, подробнее, красивее. В результате, именно эта техническая сложность в исполнении деталей мешает восприятию произведения в целом. Умение определить и выделить главное, не отвлекаясь на частное — примета состоявшегося мастера, каковым Сергеенко на момент создания им картины еще не являлся. Вместе с тем, творческий потенциал автора очевиден, и картина, безусловно, делает серьёзную заявку на его будущие успехи на художественном поприще.
Автор: Ксения Колобова, искусствовед.