В биографии Евгения Бартольда немало белых пятен. Так, например, не сохранилось ни одной его фотографии, как не сохранилось и каких-либо биографических сведений о его жизни и роде занятий в период от возвращения из Финляндии в Петроград в 1917-м и до конца 20-х годов, когда он начинает свою краеведческую деятельность. О художественном образовании Евгения Бартольда также ничего не известно. Некоторые источники (в частности, внучатая племянница художника Евгения Пляшкевич) упоминают о том, что он, по возвращении на родину, «выучился на художника», однако какие-либо ссылки на образовательное учреждение отсутствуют. Ничего не известно и о какой-либо художественной деятельности Бартольда до его посещения Карелии и Кольского севера. Известный российский географ, основатель и директор Центрального географического музея в Петрограде Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский при знакомстве с Бартольдом в начале 30-х годов называет его «талантливым художником, наполовину самоучкой». Подобный вывод он составляет после знакомства с художественными работами Евгения — этюдами, которые он привозит из Хибин. Что имел в виду Тян-Шанский, называя Бартольда самоучкой лишь наполовину, остается только догадываться. Как бы то ни было, немногие сохранившиеся художественные произведения Евгения Бартольда сегодня не только неотъемлемая часть культурного наследия Хибинской земли, но и один из первых опытов ее художественного освоения.
«Осень в Хибинах», написанная в 1937 году, стала последним оконченным произведением автора. Кроме названия и года создания о картине ничего не известно. Где именно и сколько времени она создавалась, были ли предварительные натурные этюды, как развивался замысел художника — этого мы не знаем. Перед нами только само полотно, и это полотно состоявшегося мастера. Предметом своего изображения художник выбрал склон первого южного отрога Кукисвумчорра и вид на Лопарскую долину. Бартольд изображает местность без следов работы кировского рудника, которая, к моменту написания картины, ведется уже пять лет. У подножья горы кипит жизнь — уже построены первые сталинские дома поселка Кукисвумчорр, ведутся разработки Апатитовой горы (вследствие чего она навсегда изменит свой облик), однако, глядя на картину, догадаться об этом невозможно. Художник, оставаясь верным себе, как бы возвращает нас назад, в то безвременье, когда в Хибины еще не ступала нога «белого человека», носителя промышленной цивилизации.
Главный герой картины — свет, самый капризный персонаж всех живописных произведений, а пейзажей — особенно. Именно он сообщает картине сюжетность, действенность — то, чего обычно пейзаж, в силу своей жанровой специфики, лишён. Людям, знающим Хибины, хорошо знаком этот световой эффект прострела, когда лучи солнца, не видимого из-за туч, ложатся на землю ярким пятном. Эффект этот недолговечен, и поймать его, особенно если речь идет о станковой картине, довольно сложно. Поведение такого светового пятна непредсказуемо — оно зависит от направления и скорости ветра, движения облаков. Иногда он «ползет» по земле, меняя форму, иногда, спустя считанные секунды, и вовсе пропадает. То, что художник выбирает своей творческой задачей этот сложный световой эффект, говорит об определенной его смелости, даже дерзости, готовности «взять» очередную художественную вершину. Изобразить, поймать свет возможно лишь через правильные тональные соотношения, и художнику удается эта непростая задача изображения контрастного света и цвета. Полотно «Осень в Хибинах» становится особенной вехой в творческой жизни автора, свидетельством того, что Бартольд, будучи до этого момента краеведом, путешественником, натуралистом, экспедиционным художником-самоучкой, сознательно или нет теперь позиционирует себя как состоявшегося художника-живописца. Полотно становится отправной точкой нового пути в жизни Бартольда-художника, пути, который, к сожалению, прервется слишком скоро.
Главный герой картины — свет, самый капризный персонаж всех живописных произведений, а пейзажей — особенно. Именно он сообщает картине сюжетность, действенность — то, чего обычно пейзаж, в силу своей жанровой специфики, лишён. Людям, знающим Хибины, хорошо знаком этот световой эффект прострела, когда лучи солнца, не видимого из-за туч, ложатся на землю ярким пятном. Эффект этот недолговечен, и поймать его, особенно если речь идет о станковой картине, довольно сложно. Поведение такого светового пятна непредсказуемо — оно зависит от направления и скорости ветра, движения облаков. Иногда он «ползет» по земле, меняя форму, иногда, спустя считанные секунды, и вовсе пропадает. То, что художник выбирает своей творческой задачей этот сложный световой эффект, говорит об определенной его смелости, даже дерзости, готовности «взять» очередную художественную вершину. Изобразить, поймать свет возможно лишь через правильные тональные соотношения, и художнику удается эта непростая задача изображения контрастного света и цвета. Полотно «Осень в Хибинах» становится особенной вехой в творческой жизни автора, свидетельством того, что Бартольд, будучи до этого момента краеведом, путешественником, натуралистом, экспедиционным художником-самоучкой, сознательно или нет теперь позиционирует себя как состоявшегося художника-живописца. Полотно становится отправной точкой нового пути в жизни Бартольда-художника, пути, который, к сожалению, прервется слишком скоро.
10 октября 1940 года, следствие было прекращено, так как вина Бартольда не была установлена. Евгения Федоровича этапировали обратно в Онеглаг с центром на станции Плесецкая Архангельской области. Начальником лагеря в то время был капитан госбезопасности Александр Григорьевич Мирошниченко. В марте 1941 года он был снят с должности и привлечен к уголовной ответственности, по некоторым источникам, в связи с высокой смертностью заключенных. Бывший начальник лагеря был приговорен к двум годам лишения свободы за «злоупотребление служебным положением» (ст. 109 УК РСФСР), но уже осенью 1941 года досрочно освобожден со снятием судимости.
Через полтора года после возвращения в лагерь, 19 мая 1942 года, Евгений Федорович Бартольд умер «от паралича сердца». Точное место его смерти и захоронения неизвестно.
Реабилитирован 16 мая 1989 года Прокуратурой Мурманской области.
Через полтора года после возвращения в лагерь, 19 мая 1942 года, Евгений Федорович Бартольд умер «от паралича сердца». Точное место его смерти и захоронения неизвестно.
Реабилитирован 16 мая 1989 года Прокуратурой Мурманской области.