Процесс обработки льна от уборки до получения готового волокна складывался из следующих этапов: мочение, расстилание, досушка в овинах, мятье, трепание и чесание.
Для того чтобы добиться надлежащего разделения волокон, сразу же после мятья лен трепали. Причем спешили, чтобы он не успел впитать влагу. Если же это случалось, волокна приходилось снова досушивать.
Трепанье могли выполнять «обмолотом», ударяя волокном о столб или стену, но чаще трепанье выполняли с помощью трепала — легкой дощечки из хвойного дерева лопатообразной или ножевидной формы. Все виды работ по трепанию выполнялись девушками или женщинами
Для сильного льна со здоровым волокном брали тяжелое длинное трепало. Для слабого путаного льна требовалось трепало легкое и короткое. Трепали лен, удерживая конец горсти на коленях или в руке на весу. Вершинный конец наматывали на кисть левой руки и били по свисающему концу, все время подергивая волокна вверх, отхлестывая их о другое ребро трепала и поворачивая. Так же обрабатывали другой конец горсти. Затем пучок льна выворачивали внутренними волокнами наружу и опять трепали поочередно оба конца.
При работе тщательно соразмеряли силу и направление удара
Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: «Смотри молодца из бани, девицу — из трепальни».
Красивое трепало было предметом гордости его владелицы. Довольно широко был распространен обычай дарить украшенное резьбой трепало девушке или молодой жене. Ажурный узор не только украшал орудие, но и придавал ему необходимую легкость.
Трепание — тяжелая и грязная работа. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Чтобы сделать эту работу более приятной, не такой скучной и монотонной, женщины деревни собирались вместе. Пустой хлев, баня, нежилая изба — всё подходило для такой работы. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями.
Трепаный лен сортировали по цвету и качеству. После трепанья лен чесали. Чесание льна доверялось только самым опытным работницам: «Щетью чешет всегда сама мать». Чесали лен дома Горсть льна клали на колени и, придерживая и поворачивая ее левой рукой, правой расчесывали щеткой.
То, что оставалось в руке работницы после многочисленных вычесываний, и называлось уважительным словом «лен». На этом процесс обработки льна для получения волокна завершался. Лен связывали в связки определенного размера, по которым велся счет при использовании в хозяйстве или при продаже.
Для того чтобы добиться надлежащего разделения волокон, сразу же после мятья лен трепали. Причем спешили, чтобы он не успел впитать влагу. Если же это случалось, волокна приходилось снова досушивать.
Трепанье могли выполнять «обмолотом», ударяя волокном о столб или стену, но чаще трепанье выполняли с помощью трепала — легкой дощечки из хвойного дерева лопатообразной или ножевидной формы. Все виды работ по трепанию выполнялись девушками или женщинами
Для сильного льна со здоровым волокном брали тяжелое длинное трепало. Для слабого путаного льна требовалось трепало легкое и короткое. Трепали лен, удерживая конец горсти на коленях или в руке на весу. Вершинный конец наматывали на кисть левой руки и били по свисающему концу, все время подергивая волокна вверх, отхлестывая их о другое ребро трепала и поворачивая. Так же обрабатывали другой конец горсти. Затем пучок льна выворачивали внутренними волокнами наружу и опять трепали поочередно оба конца.
При работе тщательно соразмеряли силу и направление удара
Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: «Смотри молодца из бани, девицу — из трепальни».
Красивое трепало было предметом гордости его владелицы. Довольно широко был распространен обычай дарить украшенное резьбой трепало девушке или молодой жене. Ажурный узор не только украшал орудие, но и придавал ему необходимую легкость.
Трепание — тяжелая и грязная работа. За день трепки стены и окна покрывались серой льняной пылью, а женщины закрывали свои лица платками. Чтобы сделать эту работу более приятной, не такой скучной и монотонной, женщины деревни собирались вместе. Пустой хлев, баня, нежилая изба — всё подходило для такой работы. Во время трепания пели, сочиняли частушки, подшучивали друг над другом, смеялись, делились новостями.
Трепаный лен сортировали по цвету и качеству. После трепанья лен чесали. Чесание льна доверялось только самым опытным работницам: «Щетью чешет всегда сама мать». Чесали лен дома Горсть льна клали на колени и, придерживая и поворачивая ее левой рукой, правой расчесывали щеткой.
То, что оставалось в руке работницы после многочисленных вычесываний, и называлось уважительным словом «лен». На этом процесс обработки льна для получения волокна завершался. Лен связывали в связки определенного размера, по которым велся счет при использовании в хозяйстве или при продаже.