Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Городецкий пряник»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Чайница

Время создания
конец XIX — начало XX вв.
Размер
12x11,4x8 см
Техника
стекло; металл
1
Открыть в приложении
#2

Особое отношение к чаю и требованиям к его хранению привело к появлению в мировой чайной культуре такого предмета как чайница.

Сначала это были классические фарфоровые чайницы, которые появились в Европе в середине XVIII века. Позже производители чайной посуды в Европе и России начали выпускать чайницы не только из фарфора, но и из стекла, фаянса, металла, дерева и даже кожи. Нередко чайница являлась элементом сервировки чайного стола.

В начале XX века отечественное стеклоделие переживало глубочайший кризис. Разорялись как крупные, так и мелкие предприниматели. Гусевской хрустальный завод был в числе предприятий, переживших промышленный кризис и удержавшихся на плаву.

В этот период в гутом отделении завода было 4 стекловаренных печи: две действующие, две запасные, в шлифовальном отделении — 177 станков, в рисовальном — 18 станков. Вырабатывалось в год: хрустальной посуды 2075000 штук на 200000 рублей. Главными рынками сбыта были Санкт-Петербург, Нижегородская и Ирбитская ярмарки.

В ассортименте завода находилось более 6000 видов изделий. Столь необычное многообразие сложилось именно на мальцовском заводе и было подкреплено прекрасным техническим оснащением производства. Был налажен выпуск массовой бытовой посуды, которая отличалась несложным рисунком и простой формой.

На мальцовских, как и на богемских стекольных фабриках, наблюдалось чёткое разделение на изделия дорогие — с «богатой гранью и резьбой» и дешёвые — «простые», «чистотой и «ровностью» отличавшиеся от продукции других «стеклянных заводов».

И у богемского, и мальцовского стёкол был общий потребитель, вкусы которого в первую очередь влияли на стилистику хрусталя и стекла, — это городской покупатель, мещанин, купец, буржуа.

Художественный облик мальцовских изделий первой половины XIX века формировался, с одной стороны, под воздействием «промышленной» линии богемского стекольного производства. С другой стороны, несмотря на стремление принимать европейские новшества, сохранялись традиции русского классицизма, которые продолжали влиять на характер производства мальцовского стекла не только в первой половине XIX века, но и в течение всего следующего столетия оказывали на него своё мощное эстетическое воздействие. Переосмыслив традиционные классические формы и орнамент и ориентируясь на богемско-немецкие изделия, мальцовские стекольщики предложили свою оригинальную продукцию.

Художественная выразительность мальцовских изделий, блеском и массивностью очень похожих на свинцовый хрусталь, заключалась именно в структуре этого шлифованного орнамента, органичного архитектонике форм. 

Как в художественном, так и в техническом отношении оно, будучи «чисто русского производства», не уступало западноевропейскому, в частности богемскому стеклу. Спокойные мальцовские формы, обработанные «небогатой» зеркальной шлифовкой, выражали добротную основательность буржуазного быта.

В стекле начали широко применять интенсивные синие, зелёные, красные, чёрные непрозрачные и мраморовидные цвета, которые нередко употреблялись в сочетании (многослойные стекла).

Интересный стеклянный сосуд — чайница из прозрачного стекла с бордовыми пятнами. Она поступила в 1986 году от В.Я. Стрельниковой.

Она имеет форму параллелепипеда, с металлической крышкой. На дне — изображение царского герба и слова: «Мальцовское товарищество».

Мальцовское стекло представляло собой «промышленую» линию в отечественном стеклоделии. Поэтому оно значительно отличается от продукции других крупных российских фабрик, в том числе и от Бахметевского стекла, которое олицетворяло «художественное» направление (до последней четверти XIX века).

читать дальшескрыть

Чайница

Время создания
конец XIX — начало XX вв.
Размер
12x11,4x8 см
Техника
стекло; металл
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%