Первый план Гороховца из собрания музея был выполнен в 1722 году. Он зафиксировал облик города в период активного каменного строительства. По своему типу этот документ относится к так называемым русским рисованным географическим чертежам XVI — начала XVIII века.
Такие чертежи имели своеобразную манеру исполнения: отсутствие правильной ориентации, единого масштаба по полю изображения и координатной сетки, четких пространственных привязок, строгих геометрических соотношений. Кроме того, на чертеже присутствовали нарушения пропорций объектов.
Однако это не отменяет того, что документ зафиксировал качественные характеристики территории, а также отразил принципиальную схему объемно-пространственной композиции города и структуры его магистралей.
На этом картографическом памятнике представлены территория Гороховца — его изображение было помещено в верхней части листа, — река Клязьма и земли на противоположном берегу, в центральной и нижней частях соответственно.
Основными организующими параметрами данного изображения служат элементы топографии, которые даны в горизонтальной проекции: Клязьма, исток Великий, единственная улица — Большая Проезжая, — а также мост через реку.
Территории монастырей и центральной площади города показаны полуперспективным способом, а постройки — плоскостно-фасадным. Церковные здания были изображены с одним фасадом, гражданские дома — с двумя: продольным и торцевым.
При этом облик гражданских сооружений был обозначен до предела условно. Чертеж не отражал ни этажности, ни размеров таких зданий. Напротив, изображения церковных построек в значительной мере индивидуализированы и детальны: в них переданы принципиальные схемы фасадных решений, этажность, наличие трапезного помещения, число глав, форма кровли, а также соотношение частей.
Строительный материал представленным изобразительным источником не дифференцируется. И каменные, и деревянные сооружения показаны одинаково — тушевым контуром с серыми кровлями. Исключение сделано лишь для ограждений.
Такие чертежи имели своеобразную манеру исполнения: отсутствие правильной ориентации, единого масштаба по полю изображения и координатной сетки, четких пространственных привязок, строгих геометрических соотношений. Кроме того, на чертеже присутствовали нарушения пропорций объектов.
Однако это не отменяет того, что документ зафиксировал качественные характеристики территории, а также отразил принципиальную схему объемно-пространственной композиции города и структуры его магистралей.
На этом картографическом памятнике представлены территория Гороховца — его изображение было помещено в верхней части листа, — река Клязьма и земли на противоположном берегу, в центральной и нижней частях соответственно.
Основными организующими параметрами данного изображения служат элементы топографии, которые даны в горизонтальной проекции: Клязьма, исток Великий, единственная улица — Большая Проезжая, — а также мост через реку.
Территории монастырей и центральной площади города показаны полуперспективным способом, а постройки — плоскостно-фасадным. Церковные здания были изображены с одним фасадом, гражданские дома — с двумя: продольным и торцевым.
При этом облик гражданских сооружений был обозначен до предела условно. Чертеж не отражал ни этажности, ни размеров таких зданий. Напротив, изображения церковных построек в значительной мере индивидуализированы и детальны: в них переданы принципиальные схемы фасадных решений, этажность, наличие трапезного помещения, число глав, форма кровли, а также соотношение частей.
Строительный материал представленным изобразительным источником не дифференцируется. И каменные, и деревянные сооружения показаны одинаково — тушевым контуром с серыми кровлями. Исключение сделано лишь для ограждений.