Для верховой езды отбирали лучших скакунов. Считалось, что тувинский конь способен целую неделю ежедневно передвигаться в горах хорошей рысью — по десять часов в день и без серьезного утомления.
В музейной коллекции хранится тувинская уздечка с удилами — чуген. Ее изготовили в XIX веке. Из ременных чугена и недоуздка (чулар) в XIX — начале XX столетия состояла традиционная конская сбруя. Лишь иногда бедняки изготавливали чулар из веревочных арканов. Чуген состоял из нескольких ремней с разными названиями: на лоб лошади надевался кастык, на переносье хээрик, а на подбородок — салдырык.
Ремни для сбруи мастера-кожевники делали из шкур самих лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, а также некоторых диких животных: лосей, оленей, косуль и других. Шкуры и кожу обрабатывала каждая семья, в основном мужчины, но помогали им и женщины. Изготавливали конскую узду небольшим ножом: им нарезали ремни и проделывали в них отверстия для плетения.
Удила — суглук — ковали из железа. Традиционно они были двусоставными. К кольцам (дээрбек) привязывали кожаный повод (муңгаш-дын). А к недоуздку крепили кожаную или волосяную веревку (узун-дын), с ее помощью лошадей привязывали к коновязи (баглааш), когда всадник спешивался.
В быту тувинцев были распространены два вида уздечки чуген: парадная и повседневная. Повседневную уздечку выплетали из кожаного ремня. Парадную конскую упряжь, в особенности узду и седло, тувинцы старались богато украшать.