В шаманской традиции существует ритуал «Творение духа-помощника — Ээрена». Ээренами называли и самих помощников шамана (кама), и вместилище, в котором они обитали.
Кам создавал помощников сам, в них заключалась вся его сила и защита от злых духов. Считалось, что ээрены находятся рядом со жрецом до самой его смерти. Без их помощи ни один шаман не начинал целительскую практику и не отправлялся в мысленное дальнее путешествие во время камлания.
Шаманы создавали разных ээренов — это могли быть помощники в работе и делах, духи, которые защищали самого жреца и его близких, исцеляли больных, охраняли детей и помогали им появиться на свет, и многие другие.
У каждого тувинского кама обычно было несколько ээренов. Чем дольше шаман жил и чем больше камлал, тем больше у него появлялось помощников для различных ситуаций.
Шаман создавал ээренов по ночам. С рассветом помощника нужно было оживить — для этого существовал специальный ритуал. Жрец разводил ритуальный костер и представлял ээрена Солнцу, Духам четырех стихий и Духам четырех сторон света. У каждого он просил вдохнуть жизнь и силу в только что рожденного помощника и умножить его возможности. Обряд проводили под звуки живого бубна и ритуальные призвания.
В конце шаман нарекал ээрена именем и «кормил» его. Считалось, что после этого дух-помощник занимал одно из значимых мест в доме создателя. Обряд кормления ээрена шаман повторял до тех пор, пока тот не исполнял свое предназначение.
У ээрена, который спасал детей от смерти, существовало еще одно, этническое название — Атхас (Чегельдже ээрен). Считалось, что он не только защищает ребенка, но и предохраняет женщину от бесплодия.
Изображение духа-идола, которое хранится в экспозиции музея, было создано в XIX веке. Обычно его подвешивали к унинам юрты — рейкам, которые держат купол.
Ээрен изготовлен в виде полотнища цилиндрической формы. Оно состоит из пяти хлопчатобумажных лент темно-зеленого, красного, синего, белого и желтого цветов, они сшиты между собой. Чтобы придать ээрену устойчивую форму, в его центр по окружности вшивали тонкий деревянный обруч.
Верхняя часть цилиндра украшена красной тесьмой. А в нижней изображены две человекоподобных фигуры — спиной друг к другу, одна ниже другой. Они тоже вырезаны из красной хлопчатобумажной ткани, их силуэты по краям обшиты белыми нитями, а глаза намечены синим бисером. К рукам и головам фигурок прикреплена замша, которая имитирует головной убор и манжеты одежды.
Также к нижней части прикреплены три плоские тканевые змеи с раскрытой пастью — синяя, белая и красная. В шаманизме они обычно символизировали обрядовых помощников. Между изображениями змей на ээрен нашита бахрома из разноцветных лент.
Кам создавал помощников сам, в них заключалась вся его сила и защита от злых духов. Считалось, что ээрены находятся рядом со жрецом до самой его смерти. Без их помощи ни один шаман не начинал целительскую практику и не отправлялся в мысленное дальнее путешествие во время камлания.
Шаманы создавали разных ээренов — это могли быть помощники в работе и делах, духи, которые защищали самого жреца и его близких, исцеляли больных, охраняли детей и помогали им появиться на свет, и многие другие.
У каждого тувинского кама обычно было несколько ээренов. Чем дольше шаман жил и чем больше камлал, тем больше у него появлялось помощников для различных ситуаций.
Шаман создавал ээренов по ночам. С рассветом помощника нужно было оживить — для этого существовал специальный ритуал. Жрец разводил ритуальный костер и представлял ээрена Солнцу, Духам четырех стихий и Духам четырех сторон света. У каждого он просил вдохнуть жизнь и силу в только что рожденного помощника и умножить его возможности. Обряд проводили под звуки живого бубна и ритуальные призвания.
В конце шаман нарекал ээрена именем и «кормил» его. Считалось, что после этого дух-помощник занимал одно из значимых мест в доме создателя. Обряд кормления ээрена шаман повторял до тех пор, пока тот не исполнял свое предназначение.
У ээрена, который спасал детей от смерти, существовало еще одно, этническое название — Атхас (Чегельдже ээрен). Считалось, что он не только защищает ребенка, но и предохраняет женщину от бесплодия.
Изображение духа-идола, которое хранится в экспозиции музея, было создано в XIX веке. Обычно его подвешивали к унинам юрты — рейкам, которые держат купол.
Ээрен изготовлен в виде полотнища цилиндрической формы. Оно состоит из пяти хлопчатобумажных лент темно-зеленого, красного, синего, белого и желтого цветов, они сшиты между собой. Чтобы придать ээрену устойчивую форму, в его центр по окружности вшивали тонкий деревянный обруч.
Верхняя часть цилиндра украшена красной тесьмой. А в нижней изображены две человекоподобных фигуры — спиной друг к другу, одна ниже другой. Они тоже вырезаны из красной хлопчатобумажной ткани, их силуэты по краям обшиты белыми нитями, а глаза намечены синим бисером. К рукам и головам фигурок прикреплена замша, которая имитирует головной убор и манжеты одежды.
Также к нижней части прикреплены три плоские тканевые змеи с раскрытой пастью — синяя, белая и красная. В шаманизме они обычно символизировали обрядовых помощников. Между изображениями змей на ээрен нашита бахрома из разноцветных лент.