Первоначально на таких донцах инкрустацией украшали главным образом головку. Обычно на ней изображали коня и птицу. На «копыле» донца с трапецией с одной стороны — традиционная птица с пышным хвостом, с другой — ромб, вырезанный из дуба. Он вписан в резной овал и украшен дубовыми гвоздиками. Таких работ, донец с трапецией, сохранилось очень мало.
Постепенно от небольших вставок мореного дуба инкрустация распространилась по всей поверхности, мастера перешли к сюжетным композициям.
Из-за сложности техники инкрустации и промыслового характера работы таких сюжетов было немного. Популярны были лишь три: изображение кареты, всадника и сцена с двумя всадниками по обе стороны дерева, с вершины которого взлетает птица. У последнего сюжета, который был более распространен, — древняя языческая основа. Он представляет собой сцену поклонения Великой Богине. М.П. Званцев, анализируя свадебный фольклор, убедительно доказал, что эта древняя композиция постепенно трансформировалась и воспринималась как изображение символической охоты жениха и его дружки на невесту-лебедь.