Кто придумал балалайку неизвестно. По одной из версий название соответствует понятиям «балакать», «балаболить» (быстро разговаривать). Специфические бренчащие звуки действительно напоминают бойкий разговор. Отсюда появилось отношение к инструменту как к несерьёзному, мужицкому.
Балалайка — русский и белорусский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной или овальной формы корпусом, имеющий от трёх до шести струн. Изготавливается из деревянных массивов или из отдельных фрагментов.
Балалайка — душа русского народа. Три струны трогают миллионы сердец. Это русский народный инструмент. Приёмом звукоизвлечения является бряцанье: удары пальцами враз по всем струнам.
Балалайки появились на Руси несколько веков назад. Первое письменное упоминание о балалайке относится ещё к 1688 году. Также этот музыкальный инструмент упоминался и в документах, подписанных Петром I.
Первоначально балалайка имела овальную форму и только две струны. Со временем появился и вариант с характерным треугольным корпусом и тремя струнами. Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В.В. Иванову, Ф.С. Пасербскому и другим, которые в 1883 году занялись её усовершенствованием.
Василий Андреев в 1887 году создал первый кружок любителей балалайки. Первое публичное выступление музыкантов из этого кружка стало днём рождения оркестра русских народных инструментов.
В настоящее время существует два вида балалаек — академическая и традиционная. Академическая балалайка имеет нейлоновые струны и предназначена для профессионального исполнения музыкальных композиций. Традиционная балалайка снабжена стальными струнами. Обучиться игре на ней можно самостоятельно в достаточно короткие сроки.
За свою историю балалайка пережила многое: её сжигали, но она восставала из пепла и триумфально покоряла Париж, её забывали, а она заставляла о себе вспомнить. Если раньше на балалайке музицировали сидя на завалинке, то теперь надевают фрак, а затем берут в руки этот необыкновенный инструмент. П.И. Чайковский восклицал: «Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении — оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру — это незаменимые инструменты». Балалайка вызывает изумление у иностранцев, слушая игру на инструменте, они не понимают, как при помощи всего трёх струн можно исполнять не только народные, но сложные классические произведения.
Инструмент стал настоящим символом огромной страны и осовременился. На балалайке можно сыграть не только народные мотивы, но и классику и современность. Простота игры и широкий диапазон, делают её уникальным, неповторимым инструментом народности.