Образ Богоматери «Гора Нерукосечная» относится к символическому типу Богородичных икон, который условно именуется акафистным. Иконография таких работ строится по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которыми Богородица величается в Акафисте и других гимнографических (поэтических) произведениях. Первостепенная задача этих изображений состояла в том, чтобы показать Матерь Божию как Царицу Небесную.
В основу композиции легло толкование сна вавилонского царя Навуходоносора пророком Даниилом. Царь видел истукана, он разлетелся в прах от удара камня, который внезапно сам отвалился от горы. Камень, разбивший колосса на глиняных ногах, — есть Спаситель, царствие Которого сменит царства языческие. Сама же Гора, от которой откололся камень, — Пресвятая Богородица. Другое толкование: Гора — символ Церкви Нового Завета.
На иконе, которая относится к иконографическому типу Одигитрия-Путеводительница, изображены Богоматерь с Младенцем, Они восседают на Престоле. В руках Богородица держит Гору и Лествицу Иакова. Гора плотно вписана в среднюю часть одеяния Богородицы и как бы составляет Ее плоть.
Царица Небесная и Новый Завет — единое целое. На лоне Богоматери и рядом с Престолом также изображены Ее ветхозаветные прообразы: Руно Орошенное, Свеча Светоприемная, Купина Неопалимая, Камень Горы Нерукосечной.
Младенец правой рукой двуперстно благословляет Богоматерь, в левой руке держит свиток с пророчеством. К Младенцу летит ангел с орудиями Страстей. Вверху, в облачной полусфере, изображен Господь Ветхий Денми. Образ Господа, из уст Которого на Богородицу нисходит в виде голубя Святой Дух, призван подчеркнуть непорочность Матери Божией, при этом ангел с орудиями Страстей указывает на цель Боговоплощения — искупительные Страдания Христа.
Перед стопами Пресвятой Богородицы коленопреклоненными иконописец изобразил великомученика Никиту Воина и мученицу Евпраксию — святых Никиты Григорьевича Строганова и его супруги Евпраксии Фёдоровны.
Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная, с припадающими святыми Никитой и Евпроксией» датирована концом XVI столетия. Она является вкладом Никиты Григорьевича Строганова в сольвычегодский Благовещенский собор.