Меднолитая икона пришла на Русь из Византии. Чаще всего такие религиозные предметы были небольшими и односторонними. Медные иконы со специальным оглавием для продевания шнурка носились поверх одежды на груди, поэтому назывались наперсными.
Распространение и утверждение христианства приводило к распространению византийских изделий, однако примерно с XII века в древнерусских землях начался процесс изготовления местной литой иконы. На таких предметах чаще всего изображались поясные фигуры, но встречались и ростовые, как правило, на изделиях изображали одного или пару христианских святых. Пластинки с изображением святого орнаментировались, причем мастера использовали преимущественно геометрический и растительный орнамент.
На меднолитой иконе из коллекции музея в центре находится изображение Божией Матери Одигитрии Смоленской. В клеймах расположены Спас Вседержитель, Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, в нижнем ряду — святые Пётр, Николай, Сергий, Павел. По краю иконы идет растительный орнамент, который напоминает вьюн. Оглавие — сложное, оно было выполнено ремесленником в форме креста. В середине находится символ, который напоминает солнце. Такая композиция передает идею заступничества святых перед Господом.
Тип иконы Богородицы «Одигитрия» или «Путеводительница» является одним из самых распространенных. По преданию, такой образ был написан самим евангелистом Лукой. На иконе Богородица предстает в центре, на Ее руке сидит Богомладенец. Другая рука указывает на Сына, тем самым являя Младенца миру.
Богомладенец одной рукой благословляет, а во второй держит свиток. Хотя Его фигура небольшая, строгость и четкость линий говорят, что перед нами — будущий Спаситель. Это впечатление передается через высокий лоб, величественный жест и царственную осанку.
Смоленская икона Божией Матери как иконографический тип получила широкое распространение после первой четверти XVI века, когда Смоленские земли были присоединены к Московскому государству. Иконы этого типа назывались «Смоленская Богоматерь», это название переносилось в том числе и на более ранние изображения.
Распространение и утверждение христианства приводило к распространению византийских изделий, однако примерно с XII века в древнерусских землях начался процесс изготовления местной литой иконы. На таких предметах чаще всего изображались поясные фигуры, но встречались и ростовые, как правило, на изделиях изображали одного или пару христианских святых. Пластинки с изображением святого орнаментировались, причем мастера использовали преимущественно геометрический и растительный орнамент.
На меднолитой иконе из коллекции музея в центре находится изображение Божией Матери Одигитрии Смоленской. В клеймах расположены Спас Вседержитель, Богородица, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, в нижнем ряду — святые Пётр, Николай, Сергий, Павел. По краю иконы идет растительный орнамент, который напоминает вьюн. Оглавие — сложное, оно было выполнено ремесленником в форме креста. В середине находится символ, который напоминает солнце. Такая композиция передает идею заступничества святых перед Господом.
Тип иконы Богородицы «Одигитрия» или «Путеводительница» является одним из самых распространенных. По преданию, такой образ был написан самим евангелистом Лукой. На иконе Богородица предстает в центре, на Ее руке сидит Богомладенец. Другая рука указывает на Сына, тем самым являя Младенца миру.
Богомладенец одной рукой благословляет, а во второй держит свиток. Хотя Его фигура небольшая, строгость и четкость линий говорят, что перед нами — будущий Спаситель. Это впечатление передается через высокий лоб, величественный жест и царственную осанку.
Смоленская икона Божией Матери как иконографический тип получила широкое распространение после первой четверти XVI века, когда Смоленские земли были присоединены к Московскому государству. Иконы этого типа назывались «Смоленская Богоматерь», это название переносилось в том числе и на более ранние изображения.