Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Из века в век»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Икона-плакетка медная

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя
Размер
6x5,5x0,4 см
Техника
медный сплав, эмаль; литье
Выставка
3
Открыть в приложении
#2

Эта иконка-плакетка, литой образок почти квадратной формы с выступающей узкой рамкой, была создана в XIX веке. На иконе изображены святые митрополит Филипп, Николай Чудотворец и апостол Иоанн Богослов в трехчетвертном повороте вправо. В руках у каждого находится закрытое Евангелие с овалом на крышке.

Митрополит Филипп одет в богато декорированный саккос, верхнее облачение, и епитрахиль — длинную ленту. На святом Николае можно различить фелонь, облачение без рукавов. Апостол Иоанн Богослов изображен в струящихся одеждах. Позем, то есть условное обозначение земли на иконе, мастер выполнил в виде холмов. Фон заполнил полукругами и цветными эмалями: белой, темно-синей, зеленой, голубой. Медные иконы, как и живописные, изготавливались с выступающей рамкой и углубленной основной центральной частью изображения, так называемым ковчегом.

Медное литье — условный термин, принятый в современном музейном деле. Медь в чистом виде в то время не использовалась — применялись легирующие добавки. Уже в Киевской Руси кресты и иконы отливались из различных сплавов, состоящих из нескольких компонентов: меди, олова, цинка и свинца в определенных процентных соотношениях.

Литье было наиболее распространенным способом обработки металла со времен бронзового века. Расплавленную массу заливали в жесткие каменные или пластические (глина, песок, земля) матрицы, формы с применением восковой модели или без нее. Разнообразной была техника декорирования готовых изделий. Мастера применяли чернь, инкрустацию серебром, полихромные эмали.

Литые кресты, иконы и складни иногда покрывались позолотой. Литая мелкая пластика из меди была известна на Руси с XI века. Она применялась на протяжении всего Средневековья, а в конце XVII — начале XVIII века получила необычайно широкое развитие, вытеснив резную пластику из камня, кости, дерева, и не выходила из обихода до начала XX века.

Формы медного литья складывались постепенно. Религиозный раскол второй половины XVII столетия проложил своеобразную границу в развитии этого вида прикладного искусства, ставшего составной частью особой, старообрядческой культуры, которая, подвергаясь гонениям и запретам, развивалась параллельно официальной.

#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Икона-плакетка медная

Время создания
XIX век
Место создания
Российская империя
Размер
6x5,5x0,4 см
Техника
медный сплав, эмаль; литье
Выставка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%