Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Из века в век»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Иконка медная литая

Время создания
XVIII–XIX век
Место создания
Российская империя
Размер
4,4x5 см
Техника
медный сплав; литье, гравировка
Выставка
1
Открыть в приложении
#2

Медная икона-плакетка «Всех скорбящих Радость» была отлита в XVIII или XIX веке. Эту маленькую православную икону (ладанку) Богородицы изготовили с выпуклым кантом и прямоугольным навершием. Мастер выполнил барельефное изображение.

Икона была обрамлена выступающей рамкой, которая образовала ковчег, то есть углубленное среднее поле. В центре мастер создал изображение Богоматери в рост, в трехчетвертном повороте влево, с жезлом в правой руке. Подобный тонкий жезл — мерило или меряло — присутствует на многих иконах в русской (византийской) традиции иконописи.

Левой рукой Богоматерь осеняет страждущих. Слева и справа от нее расположились молящиеся люди, страдающие от различных недугов и житейских скорбей. Около людей мастер изобразил ангелов, которые указывают им на Богородицу.

Вверху, на уровне головы Богоматери, можно различить свитки с надписями, текстом молитвы. На заднем плане слева и справа — процветшие деревья. В навершии — Спас Нерукотворный. На обратной стороне навершия было выполнено ушко с продетым медным кольцом. Металл иконы-плакетки со временем потемнел, покрылся патиной, кант в верхнем левом углу деформировался. Обратная сторона имеет гладкую поверхность.

Ближе всех святых к русскому православному человеку находилась Божия Матерь. В иконописи известны сотни иконографических типов, каждый из которых происходил от конкретной чудотворной иконы, имел по нескольку разновидностей. Далеко не все из них встречались в изделиях старообрядческих медниц, некоторые не создавались из-за того, что были мало известны на Руси, например Млекопитательница, Иерусалимская, Влахернская.

Некоторые образы были очень похожи между собой, например Смоленская, Иверская, Скоропослушница. Наиболее распространенным Богородичным сюжетом в литье стал образ «Всех скорбящих Радость». Возможно, это связано с тем, что икона была одной из последних чудотворных, прославленных на Руси до раскола церкви в XVII столетии. Этот сюжет встречается как в мелких плакетках, так и в достаточно больших отливках, имевших куполовидное навершие, иногда в обрамлении херувимов.

#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Иконка медная литая

Время создания
XVIII–XIX век
Место создания
Российская империя
Размер
4,4x5 см
Техника
медный сплав; литье, гравировка
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%