Иконы, создаваемые при монастырях или в специализированных художественных центрах, опирались на Византийские каноны, соблюдение которых было обязательно. Так, например, обязательным было использование обратной перспективы, на иконах отсутствовали полутона и источники света, поскольку в Царстве Божием нет тени, святые изображались с характерными для них атрибутами. Было регламентировано облачение мучеников и чудотворцев, цвета одежды соответствовали их статусу и истории.
Однако создание таких «профессиональных» икон требовало большого количества времени и ресурсов. Стоили они дорого и были доступны далеко не каждой православной семье.
Поэтому в конце XIX века на помощь верующим пришла печатная индустрия. Появились так называемые иконы-подокладницы. Они были достаточно экономны в плане исполнения: для того чтобы сделать такую икону, мастера прописывали на доске только лик и руки. Остальная часть деревянного полотна либо оставалась нетронутой, либо покрывалась краской одного тона. Поверх доски накладывался отштампованный из жести оклад, на котором были пропечатаны остальные части образа святого.
Иконы с жестяным окладом производились ускоренными темпами, в огромных количествах и пользовались большим спросом у простых людей.
Одной из таких икон является «Спас Вседержитель» из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева. Это поясное изображение Иисуса Христа с Евангелием в левой руке и благословляющей весь мир правой дланью (рукой) относится к основным иконографическим канонам Сына Божьего.
Лик и волосы Христа прописаны достаточно условно — маслом по доске. Остальные детали образа Спасителя пропечатаны на окладе, который выполнен из металлического листа методом штамповки. На среднике с полукруглым завершением — прорези для рук и лика. В центре средника изображена фигура Спаса в хитоне и гиматии. Над левой рукой — раскрытое Евангелие с текстом. Оклад закреплен на доске гвоздями, прибитыми по торцам доски. Ранее над головой Спаса поверх оклада был прибит ныне утерянный венчик.
Однако создание таких «профессиональных» икон требовало большого количества времени и ресурсов. Стоили они дорого и были доступны далеко не каждой православной семье.
Поэтому в конце XIX века на помощь верующим пришла печатная индустрия. Появились так называемые иконы-подокладницы. Они были достаточно экономны в плане исполнения: для того чтобы сделать такую икону, мастера прописывали на доске только лик и руки. Остальная часть деревянного полотна либо оставалась нетронутой, либо покрывалась краской одного тона. Поверх доски накладывался отштампованный из жести оклад, на котором были пропечатаны остальные части образа святого.
Иконы с жестяным окладом производились ускоренными темпами, в огромных количествах и пользовались большим спросом у простых людей.
Одной из таких икон является «Спас Вседержитель» из коллекции Музейного комплекса города Куйбышева. Это поясное изображение Иисуса Христа с Евангелием в левой руке и благословляющей весь мир правой дланью (рукой) относится к основным иконографическим канонам Сына Божьего.
Лик и волосы Христа прописаны достаточно условно — маслом по доске. Остальные детали образа Спасителя пропечатаны на окладе, который выполнен из металлического листа методом штамповки. На среднике с полукруглым завершением — прорези для рук и лика. В центре средника изображена фигура Спаса в хитоне и гиматии. Над левой рукой — раскрытое Евангелие с текстом. Оклад закреплен на доске гвоздями, прибитыми по торцам доски. Ранее над головой Спаса поверх оклада был прибит ныне утерянный венчик.