Икона — это образ Святого, к которому обращается верующий. На самых ранних иконах изображались Распятие, образ Христа, Богоматери и Николая Чудотворца. Первоначально образа писали на дереве. В XI–XII веках появились литые иконки — уменьшенные копии полноразмерных храмовых изображений. Они были прочными, дешевыми, их удобно было носить с собой. Среди литых икон были те, что носили на теле — их стали называть «нательными».
Существует несколько версий появления нательных икон. Одна гласит, что их прятали на груди первые христиане, подвергаемые гонениям со стороны иудеев и римлян. Другая говорит, что изначально их стали надевать путешествующие люди: странники, паломники, воины. Третья — что нательные иконы, изготовленные из драгоценных металлов, носили вельможи Византии в качестве украшения. И так далее.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева хранится икона, отлитая из меди — «Святой Николай Чудотворец Мирликийский». Это поясное изображение святого с закрытым Евангелием в левой руке относится к числу наиболее распространенных в византийском и русском искусстве.
Святой Николай жил в III–IV веках в Ликии, в Малой Азии и был архиепископом в городе Мире — поэтому «Мирликийский». Святого Николая всегда почитали как заступника в горестях и помощника в несчастьях, покровителя путешественников, победителя бесов. Практически в каждом русском доме в период расцвета православия можно было встретить икону Николая Чудотворца. К нему обращались чаще, чем к другим святым, молясь «о заступлении от всяческих бед и несчастий». Русские мореплаватели также старались брать с собой в путь медную икону святого, чтобы молиться ему о спасении в дороге или на воде.
Музейный образок представляет собой тонкую литую пластину из медного сплава. Края иконы волнистые, узорчатые. В центре верхней части расположена петля для шнурка или цепочки. С лицевой стороны в среднике иконы помещено рельефное поясное изображение старца в архиерейском облачении. На голове Святого — головной убор митра, окруженная нимбом. Правая рука Святого старца приподнята в благословляющем жесте, в левой руке — закрытое Евангелие.
Существует несколько версий появления нательных икон. Одна гласит, что их прятали на груди первые христиане, подвергаемые гонениям со стороны иудеев и римлян. Другая говорит, что изначально их стали надевать путешествующие люди: странники, паломники, воины. Третья — что нательные иконы, изготовленные из драгоценных металлов, носили вельможи Византии в качестве украшения. И так далее.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева хранится икона, отлитая из меди — «Святой Николай Чудотворец Мирликийский». Это поясное изображение святого с закрытым Евангелием в левой руке относится к числу наиболее распространенных в византийском и русском искусстве.
Святой Николай жил в III–IV веках в Ликии, в Малой Азии и был архиепископом в городе Мире — поэтому «Мирликийский». Святого Николая всегда почитали как заступника в горестях и помощника в несчастьях, покровителя путешественников, победителя бесов. Практически в каждом русском доме в период расцвета православия можно было встретить икону Николая Чудотворца. К нему обращались чаще, чем к другим святым, молясь «о заступлении от всяческих бед и несчастий». Русские мореплаватели также старались брать с собой в путь медную икону святого, чтобы молиться ему о спасении в дороге или на воде.
При этом Николай Чудотворец вошел в историю церкви как строгий защитник догматов православной веры и безжалостный гонитель и искоренитель ереси.
Музейный образок представляет собой тонкую литую пластину из медного сплава. Края иконы волнистые, узорчатые. В центре верхней части расположена петля для шнурка или цепочки. С лицевой стороны в среднике иконы помещено рельефное поясное изображение старца в архиерейском облачении. На голове Святого — головной убор митра, окруженная нимбом. Правая рука Святого старца приподнята в благословляющем жесте, в левой руке — закрытое Евангелие.
Внутренние и внешние края рамки выполнены в виде рельефного точечного орнамента. На полях рамки — узор из завитков. Рельеф иконы плоский, с тонкой проработкой деталей и четкой отливкой.