Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Художественное наследие древнего Сольвычегодска»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Икона «Троица в Бытии»

Время создания
XVI век
Место создания
Россия
Размер
197x155,5x4 см
Техника
дерево, левкас, паволока, темпера, золото
0
Открыть в приложении
#1

Икона «Троица в Бытии, с хождением и историей жизни Моисея в 22 клеймах» датируется XVI веком. В среднике изображено явление Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого — Единосущной Троицы — Аврааму и Сарре. Использован исключительно редкий иконографический извод — диагональная постановка стола.

Диагональная композиция Ветхозаветной Троицы, несравненно богатая в сюжетном отношении, позволила намного подробней показать сцену посещения дома Авраама тремя путниками. Те же аспекты сцены, которые только подразумевались в памятниках с пирамидальным или изокефальным размещением ангелов, в данной иконе изображены наглядно и развернуто.

Диагональная постановка стола продиктовала всей композиции иное построение. Изменены важнейшие соотношения между фигурами ангелов и сопутствующими им атрибутами. Ведь по классическим правилам каждому из ангелов соответствует его символ. За средним ангелом обычно изображается Мамврийский дуб как древо жизни и вечности, по христианской символике — прообраз Воскресения; за левым — палаты, не только дом Авраама и Сарры, но и сфера радостного вдохновенного познания; за правым — гора, символ силы, которая возвышает душу.

В результате смещения изображения ангелов и их символов все атрибуты потеряли тот смысл, который несли на протяжении веков. На данной иконе Мамврийский дуб изображен в самом углу слева, он помещен среди горок, которые сами по себе не являются символом, а только подножием дуба. Весь остальной фон занимает архитектура.

Фигура центрального ангела, как и в пирамидальной композиции, расположена выше других, но заметно смещена влево от центра оси. Ангел сидит на возвышении у верхнего угла стола. Фигуры Авраама и Сарры обычно помещались перед трапезой в неподвижной позе предстояния. На данной иконе Авраам и Сарра принимают участие в сцене: Авраам подает чашу среднему ангелу, Сарра припала на одно колено перед трапезой и протягивает хлеб.

Если в большинстве икон с изображением Ветхозаветной Троицы жесты ангелов — их двоеперстия — могут рассматриваться как символ сакрального общения между собой, то в данной иконе это жест — благословение дома Авраама, благословение Сарры на чадородие. Данный иконографический извод Троицы, помимо композиционных новшеств, позволил осветить сюжет как бы с разных сторон, дать картину в ее временном развитии.
#2
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Икона «Троица в Бытии»

Время создания
XVI век
Место создания
Россия
Размер
197x155,5x4 см
Техника
дерево, левкас, паволока, темпера, золото
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%