Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Хозяйство и быт саамов в XVIII–XIX веках»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Каньга

Время создания
XX век
Место создания
Россия, Кольский полуостров
Размер
24x17x10 см
Техника
кожа, мех оленя; шитье
1
Открыть в приложении
#2

Саамские женщины издревле занимались шитьем одежды и обуви не только для себя, но и для всей своей семьи.

Каньги — короткая обувь, чуть выше щиколотки. Их носили и дома и на улице. Обильно украшали кистями, подвесками, бусами, тесьмой. Шили их из шкуры оленя или нерпы.

Представленный в Мурманском краеведческом музее зимний вариант обуви из белого меха довольно ценен. Такие шили невесты себе на свадьбу. Средний возраст для свадьбы был от 25 лет и старше. Выбор невесты обычно происходил во время ярмарок, куда съезжалось много саамов. Чаще всего свадьбы проводили под открытым небом.

Женский вариант обуви украшался на сгибе и на заднике вышитыми из красного сукна треугольниками, орнаментированными бисером. До появления бисера меховую одежду и обувь отделывали костяными бусами. В основе вышитого узора были стилизованные изображения птиц, животных, растений. Мастерицы использовали в орнаменте то, что видели в природе. Как мужские, так и женские каньги были одинакового покроя и шились чаще из белых койб — шкур с ног оленя.

К верхней части канег пришивали длинные плетеные ремешки из оленьей кожи, которые обматывались вокруг щиколотки и держали обувь на ноге, — оборы. Их пришивали по два спереди, затем обматывали вокруг ноги и тем самым прочно фиксировали обувь. Длина каждой оборы могла достигать от полутора до двух метров. Для детской пары обуви длина обор была соизмеримо меньше. Обычно концы обор украшали кисточками, помпонами из пряжи или бусинами.

Вместо стелек использовали пучки сухой травы. Для этого осенью саамы собирали осоку, отбивали ее до мягкости и просушивали. На ноги под обувь надевали вязаные чулки без ступни.

Преимущество канег — в легкости. Их было удобно сушить, не снимая штанов. Вследствие этого каньги носились преимущественно летом, осенью и весной. Следует отметить, что каньги весной и осенью вовсе не защищали ноги от сырости, в них можно было согреться только быстрой ходьбой или бегом. В холода надевали яры — высокие меховые сапоги. Зимой каньги могли надеть исключительно при необходимости длительных переходов на лыжах.
#4
Каньга
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Каньга

Время создания
XX век
Место создания
Россия, Кольский полуостров
Размер
24x17x10 см
Техника
кожа, мех оленя; шитье
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%