Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «От Рюрика до наших дней»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Капкан на медведя

Время создания
1920-е годы
Место создания
Россия
Размер
82x18 см
Техника
сталь, заводское производство
0
Открыть в приложении
#3

В экспозиции Шелтозерского вепсского этнографического музея имени Рюрика Петровича Лонина представлен капкан на медведя, который бытовал в семье опытного охотника Ивана Ивановича Кемлякова, жителя села Шёлтозеро. В музей капкан передал его сын Пётр Иванович Кемляков.

Вепсы издавна занимались добычей лесного зверя и дичи. Почти каждая семья имела свою территорию для охоты, охватывающую десятки километров и представляющую в плане замкнутый круг. Охотники часто ставили избушку для хранения дичи. Орудия охоты не отличались многообразием. На дичь и мелкого пушного зверя ставили силки. Осенью каждый охотник ставил 300–400 силков и держал их до первого снега. На медведя, лисицу, горностая, куницу, белку, дикого оленя, лося охотились с собакой. На крупного зверя ставили капканы. Для охоты на медведя также использовали рогатину. Медведь — крупное животное, поэтому и капкан ему нужен соответствующий, тяжелый и прочный. Принцип работы прост: дуги капкана раздвигаются, одна из них зажимается под планкой с крючком, к которому на веревке привязывают кусок гнилого мяса. Медведь хватает наживку, крючок откидывается, дуга освобождается и захлопывается на лапе зверя. Чтобы медведь не смог уйти вместе с ловушкой, ее привязывали к дереву цепью.

Медведь, согласно верованиям вепсов, царь всех зверей. В основе поклонения медведю лежали архаические тотемистические представления и промысловый культ. Следы тотемических представлений проявлялись прежде всего в признании медведя существом, подобным человеку. При раскопках древневепсских курганов в большом количестве найдены кресала с изображением медведей, стоящих на задних лапах. По мнению специалистов в области древнего изобразительного искусства, вертикальная поза медведя указывает на его связь с человеком и сверхъестественные свойства этого зверя. К кругу подобных представлений относятся и широко распространенные у вепсов рассказы о том, как колдуны превращали новобрачных в медведей, сказки о браке медведицы и охотника или женщины и медведя. Запрет на употребление в пищу медвежатины, сохранившийся в некоторых вепсских деревнях, — еще одно свидетельство того, что медведь в древности был тотемом некоторых вепсских родов.
#4
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Капкан на медведя

Время создания
1920-е годы
Место создания
Россия
Размер
82x18 см
Техника
сталь, заводское производство
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%