В экспозиции Шелтозерского вепсского этнографического музея представлена наковальня, переданная в дар музею Егором Андреевичем Гусевым, жителем села Шёлтозеро, соседом и родственником основателя музея Рюрика Петровича Лонина. Наковальня была первым экспонатом вепсского народного музея, Рюрик Петрович нашел ее в подвале их общего дома, купленного в 1961 году.
Наковальня довольно необычна: нижняя часть имеет квадратную, как у подставки, форму, а верхняя — расплющенную широкую шляпку. Нижняя часть устанавливалась в нишу, заранее выдолбленную в чурке дерева, а верхняя часть была рабочим местом.
Кузнечное ремесло — одно из древнейших на планете. Кузнец, в отличие от других мастеров, не занимался натуральным хозяйством, в его обязанности не входила пахота. В первую очередь это было связано со сложностью технологического процесса, который требовал максимальной концентрации и физических усилий. Нередко кузнечные мастерские из-за опасности возгорания находились на окраине деревни или города, что, в свою очередь, подчеркивало обособленность и специфичность этого рода деятельности. На протяжении веков профессия кузнеца была почетной, кузнецы хорошо зарабатывали и имели высокий статус в обществе.
Вепсы были известны в северном крае как искусные ремесленники:
металлурги и кузнецы, камнетесы, плотники и печники. Различные
промыслы и ремесла имели большое значение в жизни вепсов. Доходы
от них шли на уплату государственных налогов, мирских сборов,
а также на покупку хлеба и другого продовольствия.
В прошлом у вепсов существовали сложившиеся районы традиционных
ремесел. Однако в большинстве вепсских деревень до середины XX века
действовали кузницы (kuzlenic), служившие для производства необходимых
в хозяйстве вещей: сошников, полиц для сох, косарей, багров, светцов для
лучины, дверных петлей и запоров, гвоздей, ухватов, деталей инструментов.
Можно сказать, что железнодельный промысел у вепсов был довольно хорошо развит,
а изделия кузнецов не только использовались в быту, но и вывозились
на продажу.