Художник Алексей Румянцев изобразил историческое событие — оборону Каргополя от польско-литовских интервентов (захватчиков) в 1612 году. Конец XVI — начало XVII века в истории Русского государства называется Смутным временем: на трон претендовали самозванцы и иноземцы, Москва и другие города были заняты польско-литовскими интервентами, а на севере шведы оккупировали Новгород.
Летом и осенью 1612 года в Каргополе на старом городище спешно поставили городовое укрепление: оно представляло собой почти квадрат с длиной стен по периметру 1080 метров. Строители огородили внутренние постройки с 4-х сторон деревянной тыновой оградой — вертикально вкопанными в землю бревнами с заостренными верхушками. Она стояла на высоких насыпных валах. С 3-х сторон были вырыты рвы, четвертая сторона выходила к реке. На валах стояли 8 башен, внутри острога располагался огнестрельный наряд. Гарнизон крепости насчитывал 160 стрельцов и 9 пушкарей.
После того как Второе народное ополчение освободило Москву, польские и казацкие формирования стали уходить на север. Так началась интервенция на территории Поморья. В декабре 1612 года польско-литовские интервенты подошли к Каргополю. Три дня они штурмовали город, но взять его не смогли: стрельцы и местные жители во главе с воеводой отбили все три вражеских атаки.
Утром третьего дня защитники острога сами сделали вылазку. Именно этот эпизод и отобразил художник.
В центре картины крупным планом написаны городские стены. Они еще плохо видны в рассветном свете. Из проездной башни по мосту через ров выезжают всадники — конные воины каргопольцев, их возглавляет военачальник Иван Радилов. Неподалеку от крепостных стен на снегу идет сражение: пешие и конные защитники Каргополя бьются против отряда поляков и литовцев.
В том бою каргопольцы взяли языков, которые сообщили о своих намерениях:
Летом и осенью 1612 года в Каргополе на старом городище спешно поставили городовое укрепление: оно представляло собой почти квадрат с длиной стен по периметру 1080 метров. Строители огородили внутренние постройки с 4-х сторон деревянной тыновой оградой — вертикально вкопанными в землю бревнами с заостренными верхушками. Она стояла на высоких насыпных валах. С 3-х сторон были вырыты рвы, четвертая сторона выходила к реке. На валах стояли 8 башен, внутри острога располагался огнестрельный наряд. Гарнизон крепости насчитывал 160 стрельцов и 9 пушкарей.
После того как Второе народное ополчение освободило Москву, польские и казацкие формирования стали уходить на север. Так началась интервенция на территории Поморья. В декабре 1612 года польско-литовские интервенты подошли к Каргополю. Три дня они штурмовали город, но взять его не смогли: стрельцы и местные жители во главе с воеводой отбили все три вражеских атаки.
Утром третьего дня защитники острога сами сделали вылазку. Именно этот эпизод и отобразил художник.
В центре картины крупным планом написаны городские стены. Они еще плохо видны в рассветном свете. Из проездной башни по мосту через ров выезжают всадники — конные воины каргопольцев, их возглавляет военачальник Иван Радилов. Неподалеку от крепостных стен на снегу идет сражение: пешие и конные защитники Каргополя бьются против отряда поляков и литовцев.
В том бою каргопольцы взяли языков, которые сообщили о своих намерениях: