В конце XIX века в религиозный обиход простого православного народа прочно вошли иконы, которые печатали на картоне и жести и украшали жестяными окладами. Такие иконы стоили дешево и пользовались большим спросом у людей, так как были самыми доступными для всех слоев населения. Вскоре подобные образа, производимые в промышленных масштабах и с помощью промышленного оборудования, вытеснили церковно-художественные работы из иконописных мастерских. Процесс создания иконы по всем канонам при монастырях и храмах был крайне трудоемким и долговременным. Мастер мог работать над одним образом месяцами и даже годами. Естественно, цена иконы в таком случае была достаточно высока. К тому же объемы производства рукописных икон не отвечали все возрастающей народной потребности в предметах культа. Отсюда шла популярность печатных икон.
В начале XX века оклады из жести стали заменять накладками из фольги, так как фольга обходилась дешевле. На этих тонких листах металла, покрывающих образа, также печатали изображения святых, чаще всего иконы тех, кто являлся скорыми помощниками и угодниками, к кому можно обратиться за помощью. Одной из таких святых выступала святая Параскева, нарекаемая Пятницей.
По народному мнению, святая Параскева среди святых жен занимала столь же выдающееся место, что и Николай Чудотворец среди всех святых: оба считались помощниками в бедах и заступниками в несчастиях.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева хранится фрагмент оформления оклада иконы, на котором отпечатано клеймо «Святая мученица Параскева нарекаемая Пятницей». Оно было отштамповано в начале XX века, точные дата и место печати неизвестны.
Музейный фрагмент представляет собой тонкую пластину металлической фольги, в центре которой расположен вдавленный плоский овал. Его обрамляет рельефная рамка с отштампованным узором «лопатка».
На плоскость овала с помощью печатных пластин и черной краски нанесено поясное изображение святой мученицы Параскевы, которую именуют Пятницей. Голова ее покрыта капюшоном-мафорием, поверх которого надета корона. В правой руке Пятница держит крест — символ мученичества, в левой — свиток с текстом.
Параскева Пятница считалась покровительницей свадеб, домашнего очага, женского труда, а также покровительницей путников и торговли.
В начале XX века оклады из жести стали заменять накладками из фольги, так как фольга обходилась дешевле. На этих тонких листах металла, покрывающих образа, также печатали изображения святых, чаще всего иконы тех, кто являлся скорыми помощниками и угодниками, к кому можно обратиться за помощью. Одной из таких святых выступала святая Параскева, нарекаемая Пятницей.
По народному мнению, святая Параскева среди святых жен занимала столь же выдающееся место, что и Николай Чудотворец среди всех святых: оба считались помощниками в бедах и заступниками в несчастиях.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева хранится фрагмент оформления оклада иконы, на котором отпечатано клеймо «Святая мученица Параскева нарекаемая Пятницей». Оно было отштамповано в начале XX века, точные дата и место печати неизвестны.
Музейный фрагмент представляет собой тонкую пластину металлической фольги, в центре которой расположен вдавленный плоский овал. Его обрамляет рельефная рамка с отштампованным узором «лопатка».
На плоскость овала с помощью печатных пластин и черной краски нанесено поясное изображение святой мученицы Параскевы, которую именуют Пятницей. Голова ее покрыта капюшоном-мафорием, поверх которого надета корона. В правой руке Пятница держит крест — символ мученичества, в левой — свиток с текстом.
Параскева Пятница считалась покровительницей свадеб, домашнего очага, женского труда, а также покровительницей путников и торговли.