Колесо от конной телеги
Фотография из коллекции музея
Понятие «деревя́нный ход» означало, что конная телега была полностью изготовлена из дерева (в нашей местности, как правило, из берёзы). Трущиеся при вращении колёс деревянные детали такой телеги — опорная ось и втулки колёс — во избежание быстрого истирания ежедневно обильно смазывались густой смолой.
Если конная телега изготавливалась с более прочными, металлическими деталями, то употреблялось понятие «желе́зный ход». Усовершенствованную телегу отличала, во-первых, металлическая опорная ось. Во-вторых, внутрь деревянных ступиц колёс такой телеги запрессовывались металлические втулки, которые свободно скользили по оси. Ось и втулки колёс периодически смазывались пластичной смазкой, например солидолом. Такая конструкция была менее громоздкой, более надёжной, долговечной и лёгкой во вращении, требовала меньше смазки.
Основные детали тележного колеса: ступица, спицы и обод.
Ступица (баби́на, тюри́к, ту́лка) — это располагающаяся в центре колеса опорная деревянная втулка с внутренним сквозным отверстием, необходимым для надевания колеса на тележную ось. В случае колеса телеги на «железном ходу» ступица имеет также дополнительную металлическую втулку, которая вставлена изнутри в отверстие. Внешняя окружность ступицы укреплена с обоих концов металлическими обручами, которые предохраняют её от растрескивания. Посередине внешней окружности ступицы сделаны пазы, в которые вставлены деревянные спицы, соединяющие её с деревянным ободом колеса, стянутым металлической шиной.
Спица — деревянная опорная деталь колеса, соединяющая обод и ступицу. В данном случае в колесе — 11 спиц. Также спи́цей, или чеко́й (чёко́й), называли металлический кованый стопор, шплинт, не позволяющий колесу сваливаться с оси.
Обод — имеющая большую окружность наружная опорная часть деревянного тележного колеса. Изначально деревянный, обод во избежание быстрого истирания о дорожную поверхность позднее стал усиливаться железом. Крепившуюся поверх него металлическую полосу на Устье называли также о́бруч или ши́на (шинь).
С этой целью применялось местными кузнецами особое шинево́е желе́зо — металлические полосы толщиной 3–5 мм из умеренно мягкой стали, пригодные для изготовления ободов тележных колес, обручей для деревянных бочек и подобное.
Устьянский краеведческий музей
Колесо от конной телеги
