Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Магистраль рекордов»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Комиссия у портала тоннеля через Сихоте-Алинь

Время создания
август 1944 года
Место создания
Хабаровский край, 199 км линии Комсомольск – Совгавань
Размер
9x12 см
Техника
бумага, фотопечать
0
Открыть в приложении
#2

В 1943 г. в условиях военного времени проект линии Комсомольск-Совгавань был упрощён: 6 больших мостов заменили сначала на 2 тоннеля при пересечении хребта Сихотэ-Алинь, затем на  обходные пути и прижимы. К началу строительства изыскатели приши к выводу, что преодолеть самый трудный участок пути, перевал через хребет Сихоте-Алинь, невозможно без длинного тоннеля. Однако, его строительство заняло бы 5–6 лет, Государсвтенный комитет обороны (ГКО) потребовал прокладыать наземный путь.


Начальник изыскательной партии № 5 Сихоте-Алиньской экспедиции Арсений Петрович Кузнецов провёл расчёт более чем 40 вариантов преодоления перевала и нашел оптимальный — прокладку железнодорожного пути по так называемой Удоминской петле и экономичный вариант тоннеля.  Также А.П. Кузнецов разработал расчёты и чертежи причалов и паромной переправы через р. Амур у г. Комсомольска-на-Амуре, предложил отказаться от американских паромов и построить два на Комсомольском-на-Амуре судоремонтном заводе. 31 июля 1945 г. первый паром был спущен на воду, 30 сентября — второй.

#1

Одним из главных в условиях войны было обеспечения «стройки 500» кадрами. ГКО обязал Наркомат обороны передать «пятисотке» к 15 сентября 1943 г. строительные батальоны с командным составом, имуществом и инструментом численностью до 10 тысяч человек, личный состав четырех автобатальонов. От мобилизации и призыва в Красную армию освобождался весь инженерно-технический и административно-хозяйственный персонал и рабочие, занятые на строительстве, изысканиях и проектировании линии № 500, а также специалисты, освобождающиеся из других лагерей по окончании срока заключения и направляемые на «пятисотку». До 1 сентября 1945 г. на строительстве на положении вольнонаемных задерживались все освобождающиеся заключенные, необходимые «пятисотке» из числа содержащихся в лагерях НКВД Хабаровского и Приморского краев. Из них формировались рабочие колонны. Сюда мобилизовывались до 10 тысяч мужчин призывного возраста из числа трудпоселенцев, не работавщих в оборонной промышленности. Однако этого было недостаточно. 


Первоначально сквозную укладку пути намечалось завершить в декабре 1944 г. при условии занятости 140 тысяч человек. Такого количества людей для стройки просто не было. Фактически на 1 января 1945 г. общий списочный состав «пятисотки» превысил 90 тысяч человек. Это был самый минимум для реализации задания ГКО в кратчайшие сроки.


Таким образом, состав строителей был «пестрым»: вольнонаемные, заключенные, трудпереселенцы, мобилизованные немцы, солдаты и военно-строительных и автомобильных батальонов, директивники, представители репрессированных народов — чеченцы, татары, немцы Поволжья; женщины-«указницы» (получившие срок за опоздание на работу или утерю документов) и другие категории. При содействии начальника строительства Ф.А. Гвоздевского была введена практика: передовикам день работы засчитывался за три, вплоть до досрочного освобождения. К началу 1945 г. на строительстве насчитывалось 450 фронтовых бригад, 9 397 человек выполняли ежедневно более 1,5 норм, некоторые строители доводили выработку тачками на земляных работах до 800–1000%.


Ежеквартально руководство «Строительства № 500 НКВД СССР» направляло в Наркомат списки тех, кто своим трудом, поведением, соблюдением дисциплины заслужил условно-досрочного освобождения или сокращения срока наказания. По этой причине только Перевальный лагерь-трест в сентябре — октябре 1945 г. при составе в 24 тысячи человек сократился почти на 10 тысяч человек.

читать дальшескрыть

Комиссия у портала тоннеля через Сихоте-Алинь

Время создания
август 1944 года
Место создания
Хабаровский край, 199 км линии Комсомольск – Совгавань
Размер
9x12 см
Техника
бумага, фотопечать
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%