Главным праздником в христианской культуре принято считать Пасху. С ней связано множество традиций, уходящих корнями в далекое прошлое. Одна из них — христосование: приветствовать друг друга в первый день Пасхи и в течение последующих сорока дней до самого Отдания Пасхи. Во время христосования принято обмениваться крашеными яйцами.
Традиционно яйца красили в красный цвет, позже стали делать их розовыми, зелеными, голубыми, желтыми, украшать христианской символикой, орнаментами, рисунками, даже снабжать краткими нравоучительными надписями. Постепенно эта роспись выросла в настоящее искусство, а яйца начали изготавливать из долговечных материалов.
При Алексее Михайловиче к Пасхе ежегодно готовили «на раздачу» около 30 тысяч яиц — как натуральных, так и сувенирных: из кости, дерева, с росписью или резьбой. Над царскими сувенирными яйцами в XVII веке трудились травщик Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов, иконописцы Богдан Салтанов, Василий Кузьмин и Никифор Бавыкин, наследники изографа Оружейной палаты братья Алексей и Иван Зубовы.
В XVIII–XIX веках украшением пасхальных яиц увлеченно занимались во всех слоях общества. Крестьяне обычно обменивались традиционными одноцветными крашенками или узорчатыми писанками из дерева. Ювелирные пасхальные сувениры были сложнее и чаще меняли облик в угоду моде. Их изготавливали по всей стране кустари и фабриканты, а расписывали нередко даже в иконописных мастерских.
В петербургских кондитерских в преддверии Пасхи можно было купить яйца-шкатулки, яйца-подвески, пустые и с сюрпризом, из дерева, стекла, картона, папье-маше или фарфора.
Первое фарфоровое яйцо изготовил изобретатель русского фарфора Дмитрий Виноградов. С этих пор и вплоть до революции Императорский фарфоровый завод каждый год выпускал партию таких яиц, в том числе для членов императорской семьи, «на раздачу». На первый план начала выходить уже не традиционная религиозная, а художественная ценность изделий: на фарфоровых яйцах можно было встретить, например, изображение амуров.
Наибольшую известность заслужили изделия фирмы Карла Фаберже. В его мастерских создавались на заказ драгоценные пасхальные яйца для императоров Александра III и Николая II, князя Феликса Юсупова. Помимо украшений некоторые яйца имели заводной механизм. Эти изделия высоко ценились и извлекались из сейфов и футляров только в дни пасхальных торжеств.
Традиционно яйца красили в красный цвет, позже стали делать их розовыми, зелеными, голубыми, желтыми, украшать христианской символикой, орнаментами, рисунками, даже снабжать краткими нравоучительными надписями. Постепенно эта роспись выросла в настоящее искусство, а яйца начали изготавливать из долговечных материалов.
При Алексее Михайловиче к Пасхе ежегодно готовили «на раздачу» около 30 тысяч яиц — как натуральных, так и сувенирных: из кости, дерева, с росписью или резьбой. Над царскими сувенирными яйцами в XVII веке трудились травщик Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов, иконописцы Богдан Салтанов, Василий Кузьмин и Никифор Бавыкин, наследники изографа Оружейной палаты братья Алексей и Иван Зубовы.
В XVIII–XIX веках украшением пасхальных яиц увлеченно занимались во всех слоях общества. Крестьяне обычно обменивались традиционными одноцветными крашенками или узорчатыми писанками из дерева. Ювелирные пасхальные сувениры были сложнее и чаще меняли облик в угоду моде. Их изготавливали по всей стране кустари и фабриканты, а расписывали нередко даже в иконописных мастерских.
В петербургских кондитерских в преддверии Пасхи можно было купить яйца-шкатулки, яйца-подвески, пустые и с сюрпризом, из дерева, стекла, картона, папье-маше или фарфора.
Первое фарфоровое яйцо изготовил изобретатель русского фарфора Дмитрий Виноградов. С этих пор и вплоть до революции Императорский фарфоровый завод каждый год выпускал партию таких яиц, в том числе для членов императорской семьи, «на раздачу». На первый план начала выходить уже не традиционная религиозная, а художественная ценность изделий: на фарфоровых яйцах можно было встретить, например, изображение амуров.
Наибольшую известность заслужили изделия фирмы Карла Фаберже. В его мастерских создавались на заказ драгоценные пасхальные яйца для императоров Александра III и Николая II, князя Феликса Юсупова. Помимо украшений некоторые яйца имели заводной механизм. Эти изделия высоко ценились и извлекались из сейфов и футляров только в дни пасхальных торжеств.