Кувшин-куфель для вина или пива является ярким образцом немецкой традиционной керамики. Подобные сосуды давно стали частью собирательного образа жителя этой страны — жизнерадостного бюргера с пивной кружкой или кувшином в руке. В собрании музея находится небольшая коллекция керамических изделий, созданных в Германии в разное время.
Представленный в экспозиции кувшин имеет шаровидное тулово, низкое цилиндрическое горло и такое же основание. Помимо плоской металлической крышки кувшин снабдили механизмом для ее открывания — его прикрепили к ручке.
Сверху на крышке предусмотрели упор в виде столбика. С его помощью крышку можно было откинуть одним движением большого пальца. Всю поверхность сосуда покрыли рельефным орнаментом: на синем фоне с вкраплениями расположили два пояса стилизованных бутонов лотоса с коричневыми сердцевинками. Между ними — пояс коричнево-белых трилистников. Горло и основание кувшина декорировали рельефными синими и белыми поясками.
Помимо орнаментальных композиций кувшины и пивные кружки могли украшать сюжеты на самые разные темы. Особенно популярны были сцены из Ветхого и Нового Завета, исторические сюжеты, геральдические композиции, бытовые сценки. Распространилось копирование гравюр и карикатур эпохи Реформации. Изображения могли дополняться текстами, в том числе нравоучительными — например, о пользе или вреде пития.
Кувшин изготовили из глинокаменной массы по старинной технологии. Сначала изделиям из глины особого сорта с добавлением полевого шпата и кварца придавалась необходимая форма на гончарном круге.
Затем на подсохшую поверхность сосуда при помощи специальных штампов-матриц наносился декор, после чего изделие расписывалось вручную кобальтом или краской на основе марганца. Синий кобальтовый краситель был известен с давних времен, в то время как окись марганца, которая давала оттенки от фиолетового до темно-коричневого, стали применять лишь со второй половины XVII века.
Важным этапом был обжиг в печи при высокой температуре — около 1300 градусов. Во время обжига использовали соляную глазурь, которая образовывала на поверхности сосудов тонкую блестящую пленку. Такие изделия отличались невероятной прочностью и не были подвержены воздействию влаги.
Представленный в экспозиции кувшин имеет шаровидное тулово, низкое цилиндрическое горло и такое же основание. Помимо плоской металлической крышки кувшин снабдили механизмом для ее открывания — его прикрепили к ручке.
Сверху на крышке предусмотрели упор в виде столбика. С его помощью крышку можно было откинуть одним движением большого пальца. Всю поверхность сосуда покрыли рельефным орнаментом: на синем фоне с вкраплениями расположили два пояса стилизованных бутонов лотоса с коричневыми сердцевинками. Между ними — пояс коричнево-белых трилистников. Горло и основание кувшина декорировали рельефными синими и белыми поясками.
Помимо орнаментальных композиций кувшины и пивные кружки могли украшать сюжеты на самые разные темы. Особенно популярны были сцены из Ветхого и Нового Завета, исторические сюжеты, геральдические композиции, бытовые сценки. Распространилось копирование гравюр и карикатур эпохи Реформации. Изображения могли дополняться текстами, в том числе нравоучительными — например, о пользе или вреде пития.
Кувшин изготовили из глинокаменной массы по старинной технологии. Сначала изделиям из глины особого сорта с добавлением полевого шпата и кварца придавалась необходимая форма на гончарном круге.
Затем на подсохшую поверхность сосуда при помощи специальных штампов-матриц наносился декор, после чего изделие расписывалось вручную кобальтом или краской на основе марганца. Синий кобальтовый краситель был известен с давних времен, в то время как окись марганца, которая давала оттенки от фиолетового до темно-коричневого, стали применять лишь со второй половины XVII века.
Важным этапом был обжиг в печи при высокой температуре — около 1300 градусов. Во время обжига использовали соляную глазурь, которая образовывала на поверхности сосудов тонкую блестящую пленку. Такие изделия отличались невероятной прочностью и не были подвержены воздействию влаги.