Дневная колыбель называется «верхней», ночная — «нижней».
Берестяные колыбели изготовлялись женщинами, деревянные — мужчинами.
Дневные колыбели из бересты были широко распространены у северных манси и ханты. Они имели полуовальное дно, высокую полуовальную спинку, расположенную почти под прямым углом, и невысокие стенки, скреплённые с помощью деревянных ободов и кедрового корня. Внешняя сторона спинки и стенок орнаментировалась техникой скобления. Над изголовьем крепилась тонкая черёмуховая дуга для полога. К спинке и бортам привязывали ровдужные или верёвочные петли, при помощи которых подвешивали колыбели на специальном крюке. В такой колыбели ребёнок находится в сидячем положении.
Обязательной деталью дневной и ночной колыбелей являются берестяные вкладыши, по форме напоминающие ночную колыбель и пластинки для ног. Вкладыш выполнен из двух слоев бересты, сшитых между собой. В него насыпают березовую труху, которая отличается гигроскопичностью.
Заготавливают ее обычно во время сбора ягод. От старой березы или пенька набирают трухи, мнут и складывают в мешочки, обычно их специально шьют из хлопчатобумажной ткани. Набирают ее в ведро, так как «много не заготовишь». На два-три дня подвешивают в доме на просушку, а затем уносят в лабаз. Труху, как только намокнет, меняют. Выносят и высыпают на определенном месте («детское место»), обычно оно находится на таком же расстоянии, как и туалет, но чуть в стороне. Труху высыпают под живое дерево: под березу — девочкам, под сосну — мальчикам. Считается, что когда вороны прилетают в апреле, то они греют в трухе свои ножки.
Берестяная пластинка для ног выполнена из двух слоев бересты, сшитых между собой крест на крест сухожильной нитью, и имеет форму полуовала. Кромка пластинки обшита хлопчатобумажной тканью. Используют пластинку как накладку на ноги. Считается, что она придерживает ноги в определенном положении, младенец не может их сгибать, поэтому ножки становятся прямыми.
Ребенка помещали в колыбель и зашнуровывали.
Сверху на дужки накидывали женский платок, и лицо
ребенка было затенено. При необходимости, например
для защиты от гнуса, платком накрывали колыбель
целиком.
Существовали специальные двусторонние крюки для колыбелей. Их вырезали мужчины из кости оленя или лося и наносили резной орнамент. Были известны и железные крюки. Над спальным местом родителей в балку вбивали штырь, к нему прикрепляли ремень, на конце которого был крюк для колыбели. На улице ее подвешивали на наклонный шест или другую опору. У подвесной дневной колыбели можно менять угол наклона, и ребенок находится не только в в лежачем, но и в сидячем положении. Эта колыбель нравилась детям больше, чем ночная, так как в ней их раскачивали.