Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Шедевры древней части собрания»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Омовение ног, из праздничного чина иконостаса

Время создания
1520—1530-е годы
Место создания
Псков
Размер
76,1x53,4x3,7 см
Техника
дерево (сосна), две доски, две односторонние врезные шпонки, неглубокий ковчег, паволока, левкас, темпера
0
Открыть в приложении
#9

Сюжет и иконография

#1
Сюжет иконы «Омовение ног» связан с евангельским рассказом о последней вечере Христа, согласно которому Спаситель во время пасхальной трапезы снял с себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем и омыл ноги своим ученикам. Тем самым он дал им новую заповедь — заповедь взаимной любви. Композиция иконы следует этому тексту буквально. Перед сидящими полукругом  апостолами предстоит Христос в коричневом хитоне, он препоясан лентием — полотенцем, которое стало впоследствии символом смирения и духовного очищения человечества. Взгляд сидящего внизу с краю апостола направлен на обнаженные ноги Спасителя — евангельский образ истинного пути. Здесь круговая композиция иконы завершается.  На иконе передан тот евангельский момент, когда Христос отирает полотенцем ногу Петра, который не понимает смысла совершаемого обряда. По преданию он вопрошает: «Тебе ли умывать мои ноги?». Христос устрашает его: «Если не умою тебя, не имеешь части со мною». Иконописец иллюстрирует эти слова, при этом акцентирует жест Петра, который поднимает руку к своей голове, словно напоминая Учителю: «Не только ноги, но и руки и голову». Иоанн беседует с Матфеем. Андрей поднимает ногу и обнажает ступню. Взгляды других апостолов устремлены к Иисусу или выражают сосредоточенную задумчивость, они погружены в себя, размышляют о сказанном. В соответствии с Евангелием омовение ног произошло во время Тайной вечери, и чтение этого текста приходилось на Великий четверг, поэтому икона с таким сюжетом входила в число страстных праздничных образов. Событие это имело глубоко символическое значение, поскольку в нем утверждались важнейшие христианские добродетели: смирение, кротость, любовь к ближнему, служение старшего младшим. 

Иконографические особенности  произведения повторяют основные элементы композиции, известной уже по иконам раннего XV в., но особенно близки они к праздничному образу из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497), что свидетельствует о самом широком распространении московской иконографии в последующие десятилетия. 
#6
Омовение ног, из праздничного чина, Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. Источник: https://www.icon-art.info/
#10

Особенности

#5

Однако псковский мастер существенно переработал схему, он изменил ритм и жесты апостолов, а также форму замыкающей Сионскую горницу стены. Здесь ее изогнутая форма повторяет круговую композицию, это усиливает идею духовной общности Христа и Его учеников. К числу местных псковских черт иконографии «Омовения ног» можно отнести мощную колонну с облачной капителью посередине композиции. Типичны для псковских икон этого сюжета такие детали, как необычная форма скамьи на ножках, декор стены и форма оконных проемов на башнях, устойчивая окраска одежд апостолов.

#7
Омовение ног ученикам, Псковская икона, XVI век
#11

Стиль

#3
В художественном решении иконы существенную роль играют необычайные для праздничных сцен пропорции узкой и вытянутой основы. Видимо, это обусловлено расширением состава праздников в праздничном ряду иконостаса. Вытянутые стройные палаты словно нависают над силуэтами почти невесомых фигур. Это придаёт иконе особую легкость и устремленность вверх. Уверенный эскизный рисунок, разнообразие поз и жестов немногочисленных персонажей, живописная и чистая цветовая палитра с тонкими белильными и цветными бликами на драпировках одежд свидетельствуют о довольно раннем времени создания памятников.  Живописность и поэтическая одухотворенность образа, присущие художественному языку этого памятника, позволяют связывать его скорее с 1520-ми — началом 1530-х гг., когда еще сохранялись художественные идеалы начала XVI столетия.
читать дальшескрыть

Омовение ног, из праздничного чина иконостаса

Время создания
1520—1530-е годы
Место создания
Псков
Размер
76,1x53,4x3,7 см
Техника
дерево (сосна), две доски, две односторонние врезные шпонки, неглубокий ковчег, паволока, левкас, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%