Пирсы № 1 и № 2 порто-пункта Ванино возвела колонна заключённых № 104 первого специализированного отделения Восточного исправительно-трудового лагеря в составе «Строительства 500». Пирс № 2 имел протяжённость 400 м, в ширину — 21 м. Одновременно у пирса могли швартоваться 4 судна типа «Либерти», водоизмещением 14 450 т.
Порт Ванино одновременно строился и принимал грузы, в том числе по ленд-лизу из США и Канады. С 1 августа 1945 г. железнодорожный узел в порту стал опорным пунктом по отправке войск для освобождения Южного Сахалина и Курильских островов во время войны с Японией. Порт Ванино коренным образом изменил жизнь на северо-востоке страны, сократив путь доставки грузов на Сахалин, Колыму, Чукотку, Камчатку; г. Александровск-Сахалинский и Владивосток отделяли 1305 км, а г. Александровск-Сахалинский и Ванино — всего 175 км.
Пассажирами первого почётного рейса стали руководители строительства и почётные гости, среди которых — поэт Пётр Комаров. Под впечатлением от поездки он написал сборник стихов «Новый перегон», посвящённый строителям железных дорог Дальнего Востока. За этот цикл стихов, а также циклы «Маньчжурская тетрадь» и «Зелёный пояс» поэту была присуждена Государственная премия. Пока первый поезд двигался к проливу, над ним пролетали самолёты, суда у причалов приветствовали гудками. Состав состоял из нескольких классных вагонов, платформы с оркестром и вагона-столовой.