Платок синий с крупным цветочным орнаментом. Изделие из фабричной ткани. Основной фон синий, по периметру узкая полоска желтого цвета и узор из красных, желтых цветов, ягод и зеленых листьев. По краю короткая бахрома.
Платок приобретен у Ерпылевой Валентины Андреевны, 1948 года рождения, из села Тортым Кезского района УАССР. Платок остался от матери Серебренниковой Зинаиды Григорьевны, 1924 года рождения из деревни Сири и бабушки Леконцевой Надежды Ивановны. Платки имелись в сундуке у каждой женщины, и каждый платок она знала где купила, в какую цену или кто подарил.
В начале XX века платки фабричного производства стали традиционным головным убором удмуртских женщин. Распространение зависело от ряда факторов: обычаев, климатических условий, религиозных традиций. Изначально, покрывание головы служило некой защитой от отрицательной энергетики, сглаза и излишнего мужского внимания. Считали, что волосы хранят энергию, и распускать волосы не разрешалось, это оказывало пагубное влияние на состояние души.
Платок приобретен у Ерпылевой Валентины Андреевны, 1948 года рождения, из села Тортым Кезского района УАССР. Платок остался от матери Серебренниковой Зинаиды Григорьевны, 1924 года рождения из деревни Сири и бабушки Леконцевой Надежды Ивановны. Платки имелись в сундуке у каждой женщины, и каждый платок она знала где купила, в какую цену или кто подарил.
В начале XX века платки фабричного производства стали традиционным головным убором удмуртских женщин. Распространение зависело от ряда факторов: обычаев, климатических условий, религиозных традиций. Изначально, покрывание головы служило некой защитой от отрицательной энергетики, сглаза и излишнего мужского внимания. Считали, что волосы хранят энергию, и распускать волосы не разрешалось, это оказывало пагубное влияние на состояние души.
Выходя замуж, женщины полностью покрывали волосы, в то время как у девушек из-под платка или косынки можно было увидеть косу. Взглянув на платок, можно было определить статус его хозяйки. Если женщина повязывала платок с распущенным одним углом, это означало что она незамужняя, если же угол был прижат под узелком — замужняя. Свекровь на сноху во время свадьбы одевала в качестве подарка — платок.
Древний обычай гласил: чтобы весь год румяная ходила, в рождественскую ночь, девушки умывались ледяной водой, в которую бросали монетки и вытирались насухо красным льняным платком.
Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», то есть «опозориться».
Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», то есть «опозориться».
Платок был логическим завершением костюма. Он был как бы окладом для лица, женщина без платка, все равно, что «дом без кровли», «церковь без купола». Платок придавал женщине особую женственность, нежность. Ни один другой головной убор не придавал столько лиричности облику женщине, сколько платок. Платок часто воспевался в удмуртских народных песнях:
Сьод кышетэд быроз шуо,
ойдо парензэ басьтом.
В переводе на русский язык: Черный платок быстро выцветает, поэтому нужно два платка.
Сьод кышетэд быроз шуо,
ойдо парензэ басьтом.
В переводе на русский язык: Черный платок быстро выцветает, поэтому нужно два платка.