Первые прялки (самопрялки) появились в Индии и впоследствии распространились по миру. В Европе они появились в начале XIV века. О времени появления самопрялки на Руси существуют различные мнения. Некоторые исследователи связывают ее появление со временем, «когда Петр Великий, насаждая в Российской империи разного рода ремесла, проявил интерес к развитию ткачества» и, таким образом, датируют первой четвертью XVIII века. Но судя по археологическим находкам, самопрялка была известна на Руси, как и в Европе, еще в XIV веке. Отдельные ее части обнаружены при раскопках в Новгороде.
Данная прялка представляет собой основание, стойку, челнок и колесо с кривошипно-шатунным приводом от педали. Ножки и стойки выточены на токарном станке в виде балясин. Предмет окрашен коричнево-красной эмалью. Передан музею в дар Еленой Петровной Кривенцовой в 2011 году, прялка принадлежала ее семье.
«Самопрялка» состоит из доски с установленным на ней цилиндром с горизонтально закрепленным веретеном. Рукой поворачивается колесо, и через ремень вращение передается веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, ее наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке выше, чем на прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок — под углом.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене, через прялку передавали новорожденную крестной матери, ручную прялку клали в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считалось, будет пожар или погибнут пчелы. На Русском Севере парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую прялку, сделанную и украшенную своими руками.
Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день Масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лен, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени.