Широко известен афоризм «в окопах не бывает атеистов». Но есть и выражение «в море неверующих нет». Флоты всех христианских стран всегда имели на борту капелланов и священников. Не был исключением и отечественный военный флот. В апреле 1717 года император Петр I повелел «в российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников», а спустя два года издал еще указ: «В корабельном флоте на каждом корабле иметь по одному иеромонаху, которого брать из Александро-Невского монастыря».
Появление второго царского распоряжения было связано с тем, что у так называемого «белого» (то есть женатого) духовенства идея службы на флоте не нашла широкой поддержки. И тогда власти приняли решение привлечь к службе «черное» духовенство, то есть монахов, у которых нет семей, к тому же привыкших к жизни по строгому уставу.
15 марта 1721 года появился регламент службы морских священников, который назывался «Пункты о иеромонахах, состоящих во флоте». На основе этих пунктов была составлена присяга, которую принимало морское и воинское духовенство. Она отличалась от той, которую принимали приходские священники. Но отдельной службой морское духовенство пробыло меньше 80 лет — только до конца XVIII века. 4 апреля 1800 года, во времена правления царя Павла I, армейские и флотские священнические службы было решено объединить.
Представленный в экспозиции музея фрагмент складня «Господь Вседержитель» изображает Иисуса Христа. В левой руке у Спасителя — Евангелие, а в правой — держава. Складнем называется миниатюрная складная икона. Вероятно, такие иконы попали на Русь из Византии в X веке. Складни в основном были трехстворчатыми или двухстворчатыми, реже — четырех- или пятистворчатыми. Размер складня и боковых створок определялся «средником», то есть центральной частью. Существовали нательные (как правило, наперсные) и ставные (поставные, киотные) складни.
По свидетельству архидиакона Павла Алеппского, побывавшего в России в XVII веке, складни были у каждого ратника, то есть русского воина.