Меднолитые иконы пользовались большим спросом на Руси и были повсеместно распространены. Несмотря на указ Петра Великого от 1722 года «О воспрещении употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы» их производство не прекратилось. Центрами создания литых образов из меди стали художественные мастерские старообрядцев в Поморье, а также Урал и подмосковные Гуслицы. Там на протяжении последующих десятилетий развивалось и процветало художественное медное литье. Старообрядцы производили также пуговицы, чернильницы, застежки для книг. Но основной их ассортимент составляли предметы культа: кресты, иконы, складни, образа.
Среди меднолитых икон и прочих святынь особенно ценились складни, которые могли заменить собой целые иконостасы и святцы. Складни бывали чаще двух-, трех-, реже — четырех-, пятистворчатыми.
Такие складные образа легко можно было брать с собой, перевозить и хранить. Складни пользовались популярностью у путешественников, богомольцев, ратников в походах, торговцев и прочего люда, часто находившегося в пути.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева хранится фрагмент трехстворчатого складня с изображением Распятия Христова и Троицы Ветхозаветной, состоящий из двух створок. Правая, третья, была утеряна владельцем.
Каждая створка представляет собой литую металлическую пластину квадратной формы. На левой в углублении в виде рамки помещено рельефное изображение иконы «Распятие Христово». Иисус на кресте, в небе над Ним парят ангелы, оплакивая Его и символизируя вечную жизнь и божественное начало Христа. В центре между ангелами — Бог Отец. По бокам от креста на иконе — Дева Мария, Магдалина, апостол Иоанн, который после казни Иисуса заботился о Богоматери как о родной матери. Рядом с ним сотник Лонгин — римский воин, который пронзил копьем распятого Иисуса. Церковь чтит его как мученика. Внизу под крестом — голова Адама.
На центральной створке в углублении в виде рамки — икона «Ветхозаветная Троица». На ней изображены Бог Отец, Святой Дух и Бог Сын. За Ними Мамврийский дуб как эмблема вечной жизни, христианская церковь и гора — символ испытаний, которые Христу предстоит пройти, чтобы спасти людей от грехов. Святые расположены за столом, напротив каждого — кубок.
На правой створке должна быть изображена Богоматерь «Знамение». Углубления створок залиты синей, бирюзовой и белой эмалью. Вверху видны следы крепления складня.
Среди меднолитых икон и прочих святынь особенно ценились складни, которые могли заменить собой целые иконостасы и святцы. Складни бывали чаще двух-, трех-, реже — четырех-, пятистворчатыми.
Такие складные образа легко можно было брать с собой, перевозить и хранить. Складни пользовались популярностью у путешественников, богомольцев, ратников в походах, торговцев и прочего люда, часто находившегося в пути.
В коллекции Музейного комплекса города Куйбышева хранится фрагмент трехстворчатого складня с изображением Распятия Христова и Троицы Ветхозаветной, состоящий из двух створок. Правая, третья, была утеряна владельцем.
На центральной створке в углублении в виде рамки — икона «Ветхозаветная Троица». На ней изображены Бог Отец, Святой Дух и Бог Сын. За Ними Мамврийский дуб как эмблема вечной жизни, христианская церковь и гора — символ испытаний, которые Христу предстоит пройти, чтобы спасти людей от грехов. Святые расположены за столом, напротив каждого — кубок.
На правой створке должна быть изображена Богоматерь «Знамение». Углубления створок залиты синей, бирюзовой и белой эмалью. Вверху видны следы крепления складня.