Стопа с ландшафтом — работа мастера А. Вершинина (?), Россия, Никольско-Пестровский завод Бахметевых. Стекло двухстенное бесцветное, бумага, мох, солома, амальгамное покрытие 1800–1820-е годы.
Одним из старейших русских предприятий по производству стекла и хрусталя был Никольско-Пестровский завод Бахметевых в Пензенской губернии. Секунд-майор Алексей Иванович Бахметев основал предприятие по разрешению императрицы Екатерины II в 1764 году. На протяжении двух с половиной столетий завод являлся одним из крупнейших частных предприятий России и исполнял заказы высочайшего двора и аристократии.
Бахметев привозил из Европы французское и богемское стекло — образцы изделий, на которых обучались местные мастера. Они не только овладели тонкостями стекольного дела — гравировкой, обработкой алмазной гранью, филигранью, росписью золотом и красками — но и смогли выработать свою неповторимую манеру. Так, в сравнении с парадным петербургским стеклом, изделия бахметевского предприятия отличает декоративность, камерность, легкий сентиментальный характер.
В начале XIX века самым знаменитым мастером, работавшим на Никольском заводе, был крепостной Александр Вершинин. Он прославился и как технолог-новатор стеклоделия, и как художник по росписи стекла. Изготовленный им в 1807 году по высочайшему повелению хрустальный сервиз был высоко оценен императором Александром I, который пожаловал мастеру золотые часы.
Но наибольшую славу принесли Вершинину уникальные стаканы, которые так и стали называть «вершининскими». Двухслойные стаканы, между стенками которых располагались миниатюрные макеты пейзажей, сделанные из подручных материалов — соломы, расписной бумаги, засушенных листьев, фольги, кусочков мха.
Межстеклянное декорирование известно еще со времен Древнего Египта и Рима. Технология широко распространилась в XVIII веке. В частности, в Богемии была популярна техника межстеклянной инкрустации гравированной фольгой, называвшаяся «швизенгольд». Разнообразно применялся такой способ украшения и в России. Фольга расписывалась цветным лаком и эмалями и заключалась между стенками стекла. И все же, Александру Вершинину удалось изобрести свою уникальную технику, секрет которой до сих пор не разгадан.
Как мастеру удавалось скреплять макеты, чтобы при совмещении двух слоев стекла картинка оставалась в целости? Как можно было запаять стенки стаканов сверху, не нарушая композицию и избегая возгорания сухих материалов? В последние годы предлагаются различные теоретические варианты ответов на эти вопросы, но повторить «вершиниские стаканы» все еще никому не удалось.