Одним из шагов к Великой Победе стала самоотверженная работа в тылу. В летописи Великой Отечественной войны железнодорожную ветку Старый Оскол — Ржава называют «дорогой мужества». Она сыграла важную роль в разгроме немецко-фашистских захватчиков на Курском выступе летом 1943 г.
Курская битва по праву считается одной из величайших битв Второй мировой войны. От её исхода зависел окончательный перелом в ходе войны. Начинается интенсивная подготовка к предстоящим боям: скрытно проводится сосредоточение войск, сооружается сеть оборонительных укреплений.
Для бесперебойного подвоза боевой техники, боеприпасов, всего необходимого, по просьбе Военного Совета Воронежского фронта Государственный комитет обороны 8 июня 1943 г. принял решение о строительстве железной дороги Старый Оскол — Ржава. За 2 месяца с 15 июня по 15 августа предстояло выполнить огромный объём работы: устроить насыпь, построить 10 мостов и уложить 95 км железнодорожного полотна.
Решением властей Курской области на время строительства необходимо было мобилизовать 20 тысяч человек (более 10 тысяч человек являлись жителями 14 районов нынешней Белгородской области) и 1000 подвод, каждый район должен был мобилизовать железнодорожную строительную колонну.