Молодой композитор пошел по «опасному пути» художественных экспериментов авангардного толка, что никак не поощрялось официозом. Авангард — это наиболее радикальное течение в искусстве XX века. Ростки этого явления стали заявлять о себе еще в конце XIX века. Смысл данного движения состоял в кардинальном обновлении образности и художественного языка. В русской музыке того времени эту линию наиболее ярко выражало творчество Александра Скрябина, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева и раннего Дмитрия Шостаковича.
Итак, на определенном этапе своего творческого становления, в достаточной степени овладев навыками традиционного композиторского письма, Альфред Шнитке решил постичь все секреты принципиально новой музыкальной «технологии» XX века, связанной с представлениями о модернизме и художественном авангарде.
В искусстве действуют свои законы: свежесть, новизна способа выражения составляют одно из его эстетических условий. Шнитке, ярко выразив себя в весомых, актуальных концепциях, затронувших самое острие современных общечеловеческих проблем, почувствовал потребность в эволюции, которая составила одну из неотъемлемых сторон его дарования.
Вырабатывая свой индивидуальный почерк, Шнитке стремился к максимальной заостренности всех параметров музыкальной выразительности. Он во многом продвигался по пути усложнения музыкальной ткани.
Первым авангардным опусом и своего рода трамплином к выработке индивидуального стиля стала Первая скрипичная соната (1963). При том, что в ней ещё далеко не всё по-настоящему получилось, автор дорожил ею, о чём свидетельствует сделанная в 1968 году редакция для камерного оркестра. И композитора можно понять: «скрещивая» опыт Нововенской школы с тем, что шло от Прокофьева и Шостаковича, он формировал отчётливые приметы собственной стилистики.
Творчество Шнитке первого периода было обращено к внутреннему миру личности — личности яркой, неординарной и притом артистической. Выработанная композитором техника отличается сложностью, отточенностью, детализированностью и временами чрезвычайно изощренной виртуозностью.
Отсчет своего творчества композитор вёл с Первого скрипичного концерта, написанного в 1957 году, когда он был студентом IV курса Московской консерватории.