Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Вселенная хантыйского художника»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Катание с горки

Время создания
1998 год
Размер
70,5x51 см
Техника
масло, живопись
3
Открыть в приложении
#3
Райшев Г.С.
Катание с горки
#4
Катание с ледяных гор — традиционная русская забава. Она не теряет актуальности и по сей день. Это целый набор навыков и возможностей тела, а также вполне может быть глубокомысленным и наталкивающим на серьезные размышления и жизни и ее смысле.
 
Русская зима… Лучшая аллюзия на жизнь. Кругом холод, трудно двигаться вперед, но где-то всегда есть дом, где тепло и где ждут. А если его нет, то всегда можно пойти кататься на санках и забыть обо всем на свете.
 
Когда катаешься на санках, кажется, что все происходит слишком быстро. Раз, и веселью конец. Впрочем, это действует не только по отношению к санкам.
 
Разве можно представить нашу зиму без ледяных горок, расписных санок, катания на тройках, взятия снежных городков, хороводов и переплясов? Многие из зимних забав славян насчитывают не одно тысячелетие. Именно на территории нашей страны обнаружены самые древние лыжи, сани и коньки. 

Но если в нынешнее времена это считается детским развлечением, то в старину кататься с ледяных горок любила и молодежь. Но чем только не катались! Невозможно себе представить нашу зиму и без катания на русских тройках, или просто на санях, запряженных лошадьми. Сани украшали ярким сукном, войлоком и даже бархатом.
 
Художника влечет радостная стихия жизни народных праздников, связанных с природой. Излюбленным временем года у Г.С. Райшева является зима. Ярко выраженный климат Сибири, характеризуется продолжительной зимой, а зима в Сибири долгая. У многих из нас зима вызывает «цветовое голодание», потому не случайно люди придумали столько много зимних забав и ярких веселых праздников. Это и колядки, и Масленица, и катание с горок на санках… Безусловно, что они не могли ускользнуть от взгляда художника.
 
Картина наполнена тайным смыслом: женщина и земля ускоряют в себе жизненную энергию. Девушка катается на санках и будит землю, подготавливая её к весне. В представлении художника, санки — это символ перехода от зимы к лету. Скорость, свист свежего ветра, буря переполняющих эмоций, «оживленная» горка нашла отражение в краснощекой девице с заплетенной косой на картине Райшева.

Катание с ледяных гор было распространено на всей территории России, от крайнего Севера до южных губерний. На Руси скатывание с горы не было простым развлечением. А, скорее, действом, полным тайного смысла. Люди верили, что во время этой, казалось бы, невинной потехи, в человеке и в земле ускорялись жизненные токи. В народной традиции катание людей с гор называлось «бужением земли»: катающийся народ будит её, пробуждает в ней животворящую энергию будущей весны.
 
Поэтому во время зимних календарных праздников русские люди всех возрастов старались съехать с горы. 

Детям оживлённая энергия была нужна для роста, молодожёнам — для успешного начала совместной жизни, а старикам-для её продолжения. Интересно, что горки привлекали не только детей, но и молодежь. Ведь это было своеобразным местом знакомства и представления крестьянской общине молодоженов.

Девушка с румянцем на щеках не боится соприкасаться со снегом. Спуск с горки для нее радость. Длинная коса девицы, состоящая из трех прядей, не просто достоинство и украшение, что хотел показать художник, это уровень ее энергии и внутренней силы, играет роль своеобразного аккумулятора, чем длиннее, тем мудрее, тем больше в ней силы, энергии, доброты и любви.
 
Залихватские парни, желая понравиться девушкам, скатывались с самых крутых и высоких горок, лавируя, управляя верткими санками, как лодкой, при помощи коротких палок. А самые ловкие из них хватали визжавших девиц на руки и прямо так, сначала стоя, а в конце, как правило, падая, мчались сверху!
А там и Масленица наступала. Необычный, красочный, самый разгульный и веселый праздник! 

Маслиничные катания были особыми. Во главе огромных саней, помещавших до 10 человек, восседал кормчий — он и катал всех по очереди. Девушки распевали веселые песни, а лихие парни заглядывались на них, выбирая себе пару.
 
Девушка, которая соглашалась покататься на руках у парня, должна была после отблагодарить его поцелуем. Если же она отказывалась, вся молодежь дружно «замораживала» сани — не давала кататься никому, пока не состоится поцелуй. «Новоженов» и молодых родителей с младенцами да с повивальными бабками катали без очереди. А взрослым степенным парам, не побоявшимся принять участие в такой забаве, народная примета сулила в новом году богатый урожай.
 
Катание с горки импонирует не только конкретность и лаконичность сюжета, но и техника художника. Ему достаточно нанести на полотно несколько мазков или линий, чтобы увидеть яркий румянец на щеках девицы, как спелое наливное красное яблочко. А вот рукавички, они слетели с рук девицы, и художник поместил их так чтобы ощутить всю прелесть зимней забавы.
 
Ассоциация холодного синего цвета говорит о зимней забаве и красоте румяной девицы, и уже не так важно, что холодно на улице и обжигает лицо ветер, вас будет греть очарование природой.
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Катание с горки

Время создания
1998 год
Размер
70,5x51 см
Техника
масло, живопись
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении

Райшев Г.С. Коллекция работ

Глухари
Глухари
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Автопортрет
Автопортрет
Карпинский краеведческий музей
Гнездо в багульнике
Гнездо в багульнике
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Время и дорога
Время и дорога
Карпинский краеведческий музей
Образ женщины
Образ женщины
Карпинский краеведческий музей
Синий Урал
Синий Урал
Карпинский краеведческий музей
Под знаком Нуми-Торума
Под знаком Нуми-Торума
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Карпинск – Богословск
Карпинск – Богословск
Карпинский краеведческий музей
Домовой на полке
Домовой на полке
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Таловая роща
Таловая роща
Сургутский художественный музей
Мой дом
Мой дом
Сургутский художественный музей
Поющий кедр
Поющий кедр
Карпинский краеведческий музей
Портрет матери
Портрет матери
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Древняя птица
Древняя птица
Сургутский художественный музей
Крестьянская кухня
Крестьянская кухня
Сургутский художественный музей
Песня об одиноком дереве
Песня об одиноком дереве
Карпинский краеведческий музей
Белый пароход
Белый пароход
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
На деревенской кухне. №2. (Ночь. Кот)
На деревенской кухне. №2. (Ночь. Кот)
Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева
Вечер в деревне
Вечер в деревне
Карпинский краеведческий музей
Хоровод
Хоровод
Карпинский краеведческий музей
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%