Бочонок для жидкости
Разновидности бочек
Наливные бочки, применяющиеся для жидкостей, изготавливались из дуба. Его древесина отличалась крепостью, плотностью, мало коробилась, не растрескивалась. Они выдерживали перемещение на телегах по ухабистым проселочным дорогам. Хорошо склепанная дубовая бочка не разбивалась при падении на землю. Однако дубовая бочка требовала перед использованием дополнительной обработки, так как дубильные вещества, содержащиеся в древесине, могли изменить цвет, вкус, запах напитка. Наливные бочки загружались жидкостью через специальное отверстие в днище или тулове, затыкавшееся пробкой из древесины липы «гвоздем». Пробка легко вынималась и вставлялась в отверстие, плотно примыкая к клепкам. Это объяснялось свойством липы сохранять постоянно форму, не разбухая и не высыхая. Отверстия для слива и залива жидкостей в тулове делались на небольших бочках ближе к днищу.
Водовозные бочки могли изготавливаться из ели, легкая древесина которой отличалась повышенной влагоустойчивостью. Смолу, деготь, живицу перевозили в сосновых бочках, легких и сравнительно прочных. Они редко использовались для хранения пищевых продуктов, так как придавали содержимому характерный для сосны смолистый аромат.
Размер бочки
Термин «Бочка»
В то же время в Новгородской губернии словом «тара» обозначали кадушку для масла вместимостью около трех ушатов. Бочка, вмещавшая 45 литров, носила название «ангел», 120—180 литров — «карделька», 360 литров — «радовка», 480 литров — «сороковка» и другие.
Шарангский народный краеведческий музей
Бочонок для жидкости
