«Чусовской рабочий» — не «Котовский» и не «Щорс».
До 2000-х годов широко бытовала история о «чехарде имён» бронепоезда «Чусовской рабочий» и включении его в 44-й отдельный дивизион бронепоездов при прибытии в Пермь. Она встречалась в мемуарах строителей бронепоезда, воспоминаниях участников боевых действий и в краеведческой литературе.
В её основе лежат воспоминания К.Ф. Ступникова. В годы Великой Отечественной войны Константин Федорович был секретарём Чусовского горкома партии по транспорту и курировал строительством бронепоезда «Чусовской рабочий» железнодорожниками и металлургами. Чусовляне сдали бронепоезд, отправили его в Пермь на вооружение и экипировку и с тех пор не знали о его судьбе.
Благодаря работе историков и сотрудников архивов, публикации новых документов выяснилось, что эта история — миф. Фотографии бронепоезда с 3 названиями на сегодняшний день не известна, а с затёртым названием «Чусовской рабочий» и надписью «Щёрс» является подделкой. Самым серьёзным аргументом являются номера паровозов, на базе которых строили бронепоезда. У каждого был индивидуальный номер.
В опубликованных документах Центрального архива министерства обороны по 44 отдельному дивизиону бронепоездов номер бронепаровоза «Щорса» 5676, как и у пермского локомотива, тогда как у «Чусовского рабочего» 6397. Это говорит о том, что как раз чусовской бронепоезд ушёл на формирование в Москву, а пермские воевали в составе дивизиона.
Хотя след «Чусовского рабочего» пока не обнаружен и поиски продолжаются, это нисколько не умаляет трудового подвига чусовлян во время войны. Как и остальные советские граждане в тылу, жители Чусового делали «всё для фронта, всё для Победы».
До 2000-х годов широко бытовала история о «чехарде имён» бронепоезда «Чусовской рабочий» и включении его в 44-й отдельный дивизион бронепоездов при прибытии в Пермь. Она встречалась в мемуарах строителей бронепоезда, воспоминаниях участников боевых действий и в краеведческой литературе.
В её основе лежат воспоминания К.Ф. Ступникова. В годы Великой Отечественной войны Константин Федорович был секретарём Чусовского горкома партии по транспорту и курировал строительством бронепоезда «Чусовской рабочий» железнодорожниками и металлургами. Чусовляне сдали бронепоезд, отправили его в Пермь на вооружение и экипировку и с тех пор не знали о его судьбе.
После войны Ступников в своих выступлениях утверждал, что в Перми с бронепоезда закрасили надпись «Чусовской рабочий» и сделали новую «Щерс» «по соображениям секретности». В 1967 году ветеран 44 отдельного дивизиона бронепоездов Владимир Федорович Грачёв начал активно искать сослуживцев и собирать «полковую летопись» своего дивизиона. Ступников убедил Владимира Федоровича и других ветеранов в своей истории, ведь они не участвовали в строительстве чусовского бронепоезда, приняли в Перми почти готовый дивизион, а фотографий бронепоездов у них не было. В такой же ситуации оказался и чусовлянин А.И. Козлов, служивший старшим машинистом. Кроме актов передачи бронепоездов, не удавалось найти другие документы.
В 1981 году выходит книга пермского писателя А.Ф. Ожегова «Крепости на колёсах», основанная на воспоминаниях ветеранов пермских бронепоездов, материалов архивов. Про «Чусовской рабочий» в ней рассказывается уже о последовательной смене на «Котовского» и «Щорса» без ссылок на документы. Причём, имя последнего писалось через «ё». Также указывалась на существование фотографии этого бронепоезда с 3 названиями. Кроме этого, автор текста путал станции Пермь I и Пермь II, номер чусовского бронепаровоза указывался неверно.
Благодаря работе историков и сотрудников архивов, публикации новых документов выяснилось, что эта история — миф. Фотографии бронепоезда с 3 названиями на сегодняшний день не известна, а с затёртым названием «Чусовской рабочий» и надписью «Щёрс» является подделкой. Самым серьёзным аргументом являются номера паровозов, на базе которых строили бронепоезда. У каждого был индивидуальный номер.
В опубликованных документах Центрального архива министерства обороны по 44 отдельному дивизиону бронепоездов номер бронепаровоза «Щорса» 5676, как и у пермского локомотива, тогда как у «Чусовского рабочего» 6397. Это говорит о том, что как раз чусовской бронепоезд ушёл на формирование в Москву, а пермские воевали в составе дивизиона.
Хотя след «Чусовского рабочего» пока не обнаружен и поиски продолжаются, это нисколько не умаляет трудового подвига чусовлян во время войны. Как и остальные советские граждане в тылу, жители Чусового делали «всё для фронта, всё для Победы».