В большинстве сел Ивнянского района, расположенных в бассейне рек Псел и Пена, бытовал сарафанный комплекс, особенностями которого была рубаха без поликов — вставок у рукавов, косоклинный сарафан с дополнительными вставками — клиньями и подклинками, седловидный кокошник с позатыльником в виде лопасти.
Сарафан, сшитый из черной домотканой шерстяной ткани, в верхней передней части практически не украшался, поскольку завешивался высоким богато декорированным передником. Сзади гофрировался мелкими складками, верхняя часть украшалась так называемыми «вухатами» — лентами, затканными серебряными или позолоченными нитями. Подол сарафана обшивали шелковыми и парчовыми лентами. Существовало множество градаций украшений сарафана, которые указывали на зажиточность крестьянки — использование серебряных или золотых галунов, либо частичная замена галунов бархатом — все это говорило о статусе владельца одежды.
Самым богатым сарафаном была так называемая «шубка», которую шили из дорогой шелковой ткани красного цвета — штофа. Под такой сарафан часто надевали рубаху из тонкой кисеи — полупрозрачного хлопчатобумажного материала.
Бесполиковые рубахи с отложным воротником шили из холста, вытканного вручную на стане в ремизной технике. Поверхность ткани представляла из себя геометрические рельефные узоры.
Праздничный головной убор «оправа» был многосоставным. В него входили такие детали, как рогатая кичка (внутренняя деталь, надеваемая на пучок волос), налобник — полоса позумента на красной ткани, позатыльник — твердая лопасть, обшитая бархатом и украшенная вышивкой золотными нитями, и, наконец, «кукошник» — шапочка в виде седла, обшитая парчовыми лентами. Надевание такого убора требовало помощи со стороны, самостоятельно сделать это было невозможно. После скрепления всех частей сверху повязывался платок — вокруг убора, затем еще один — под подбородком концами вверх.
Еще одна интересная деталь праздничного наряда — наспинное украшение «заплечники», сделанное из ярких лент.
Праздничной обувью были черевики (туфли), будничной и рабочей — лапти.
Сарафан, сшитый из черной домотканой шерстяной ткани, в верхней передней части практически не украшался, поскольку завешивался высоким богато декорированным передником. Сзади гофрировался мелкими складками, верхняя часть украшалась так называемыми «вухатами» — лентами, затканными серебряными или позолоченными нитями. Подол сарафана обшивали шелковыми и парчовыми лентами. Существовало множество градаций украшений сарафана, которые указывали на зажиточность крестьянки — использование серебряных или золотых галунов, либо частичная замена галунов бархатом — все это говорило о статусе владельца одежды.
Самым богатым сарафаном была так называемая «шубка», которую шили из дорогой шелковой ткани красного цвета — штофа. Под такой сарафан часто надевали рубаху из тонкой кисеи — полупрозрачного хлопчатобумажного материала.
Бесполиковые рубахи с отложным воротником шили из холста, вытканного вручную на стане в ремизной технике. Поверхность ткани представляла из себя геометрические рельефные узоры.
Праздничный головной убор «оправа» был многосоставным. В него входили такие детали, как рогатая кичка (внутренняя деталь, надеваемая на пучок волос), налобник — полоса позумента на красной ткани, позатыльник — твердая лопасть, обшитая бархатом и украшенная вышивкой золотными нитями, и, наконец, «кукошник» — шапочка в виде седла, обшитая парчовыми лентами. Надевание такого убора требовало помощи со стороны, самостоятельно сделать это было невозможно. После скрепления всех частей сверху повязывался платок — вокруг убора, затем еще один — под подбородком концами вверх.
Еще одна интересная деталь праздничного наряда — наспинное украшение «заплечники», сделанное из ярких лент.
Праздничной обувью были черевики (туфли), будничной и рабочей — лапти.