Практически во всех селах Шебекинского района бытовал сарафанный комплекс в качестве женской и девичьей одежды. К началу XX века почти в каждом селе параллельно существовали два типа сарафана: черный домотканый косоклинный сарафан с вышитой полукругом грудью на лямках и так называемый «саян» — отрезной по талии, с цельнокроеным верхом, из фабричных тканей.
Косоклинный сарафан шили из черной домотканины и богато украшали вышивкой грудь — так называемый «ворот». Сначала на ткань нашивалась тесьма, по тесьме вышивали гарусом вертикальными стежками — получались разноцветные полукруглые полосы. Иногда некоторые полоски тесьмы расшивались мелким геометрическим узором. Узоры вышивались на пяльцах, рисунок брался с уже имеющихся образцов, либо интерпретировался в зависимости от фантазии мастерицы.
Край подола оформлялся пояском в 3-4 см шириной из домотканой шерсти — «волны». Поясок «сновали» руками: цепляли за крюк или за пальцы (тогда в плетении участвовали двое) и, переплетая нити, «прибивали» их для уплотнения узкой деревянной дощечкой. При этом получался геометрический узор. Выше пояска пришивались в 3-4 ряда шелковые затканные цветами ленты. Такой нарядный сарафан называли «добрым». «Добрые» сарафаны во многих селах гофрировали крупными складками.
Сарафаны подвязывались шерстяными поясами.
Рубахи по типу кроя были с прямыми поликами, пришитыми по утку — обычный тип в комплексе с косоклинным сарафаном. Орнамент вышивок преимущественно цветочный, который иногда располагался по всему рукаву — как на украинских рубахах.
Традиционные головные уборы к началу XX века еще сохранялись в селах Шебекинского района. Это, прежде всего, «сорока», от которой до наших дней сохранилась лишь шапочка с овальным дном и прямоугольным гребнем.
Обувь была достаточно традиционной — лапти, лычные и веревочные, сапоги. В некоторых селах носили также ботинки.
Косоклинный сарафан шили из черной домотканины и богато украшали вышивкой грудь — так называемый «ворот». Сначала на ткань нашивалась тесьма, по тесьме вышивали гарусом вертикальными стежками — получались разноцветные полукруглые полосы. Иногда некоторые полоски тесьмы расшивались мелким геометрическим узором. Узоры вышивались на пяльцах, рисунок брался с уже имеющихся образцов, либо интерпретировался в зависимости от фантазии мастерицы.
Край подола оформлялся пояском в 3-4 см шириной из домотканой шерсти — «волны». Поясок «сновали» руками: цепляли за крюк или за пальцы (тогда в плетении участвовали двое) и, переплетая нити, «прибивали» их для уплотнения узкой деревянной дощечкой. При этом получался геометрический узор. Выше пояска пришивались в 3-4 ряда шелковые затканные цветами ленты. Такой нарядный сарафан называли «добрым». «Добрые» сарафаны во многих селах гофрировали крупными складками.
Сарафаны подвязывались шерстяными поясами.
Рубахи по типу кроя были с прямыми поликами, пришитыми по утку — обычный тип в комплексе с косоклинным сарафаном. Орнамент вышивок преимущественно цветочный, который иногда располагался по всему рукаву — как на украинских рубахах.
Традиционные головные уборы к началу XX века еще сохранялись в селах Шебекинского района. Это, прежде всего, «сорока», от которой до наших дней сохранилась лишь шапочка с овальным дном и прямоугольным гребнем.
Обувь была достаточно традиционной — лапти, лычные и веревочные, сапоги. В некоторых селах носили также ботинки.